11 июня 1992 года была одобрена программа ваучерной приватизации. Началась одна из самых невероятных финансовых афер в истории России.
Ваучерная приватизация проводилась в 1992—1994 гг. Ей предшествовали законодательные акты Верховного Совета РСФСР, принятые летом 1991 года, которые предусматривали выкуп государственных предприятий и их преобразование в акционерные общества.
Смысл приватизации заключался в том, что государство хотело в кратчайшие сроки создать класс «эффективных собственников». И заодно пополнить бюджет. Во всяком случае, такие цели декларировались.
Формально ваучеры раздавались всем, однако от планов сделать ваучеры именными и тем самым хоть как-то закрепить часть пирога за отдельно взятым гражданином наверху отказались, поскольку это не вписывалось в планы создания класса «новых собственников».
В результате приватизация обернулась самым настоящим фарсом, поскольку имелось огромное количество возможностей лишить трудящихся выданных им ваучеров, не прибегая к насилию. Например, т. н. «красные директора» (люди, получившие руководящие должности на предприятиях в советские времена) зачастую становились собственниками предприятий почти бесплатно.
Делалось это очень просто: рабочим прекращали платить зарплату, а у входа на работу расставляли людей, которые скупали ваучеры пусть и не по рыночной цене, но предлагали за них хоть какие-то копейки
. Через несколько недель большая часть ваучеров оказывалась в руках директора.
Существовали и другие варианты, например, чековые инвестиционные фонды. По всей стране раскинулась целая сеть подобных организаций. Их смысл заключался в следующем: под обещания радужных перспектив у населения собирались ваучеры в обмен на «честное пионерское» выплачивать дивиденды, после чего фонд растворялся или объявлял себя банкротом, а тем временем активы уходили в нужные руки. Поскольку государство никак не следило за их деятельностью и даже не наказывало в случае «кидалова», по всей вероятности, именно так и задумывалось изначально.
Для сравнения, например в Польше очень долго готовили свою программу приватизации и в итоге провели ее образцово, рост ВВП начался уже через 2,5 года (для сравнения, в России только в 2004 году удалось достичь дореформенных показателей), а государственный бюджет получил за счет приватизации в тысячи раз больше, чем в России, несмотря на гораздо более крупную экономику РФ, из-за чего полностью исчез сам смысл проведения приватизации (она нужна как раз для пополнения бюджета, в России же она превратилась в индейский потлач).
При этом в Польше ваучерная приватизация началась уже несколько лет спустя, и только после того, как самые ликвидные предприятия распродали по акциям всем желающим, а ваучеры раздавали только на неликвид.
Апогеем приватизации стали легендарные залоговые аукционы, когда на фиктивных торгах самых «жирные» куски промышленности были за копейки проданы людям из «своего круга»
От российских залоговых аукционов и приватизации вообще зашевелились волосы на голове даже у самых радикальных западных сторонников и идеологов «шоковой терапии».
Люди потом достаточно долго оправдывались в СМИ, что то, что было сделано в России, не имеет никакого отношения к «шоковой терапии», а больше похоже на воплощенные в жизнь пропагандистские кошмары марксистов о капитализме. Архитекторы российской приватизации в свою очередь пожимают плечами: мол, что такого, у нас не было выбора, нельзя было пустить коммунистов к власти и т. д.
Две «Волги» за ваучер — оценка, данная в 1992 году Анатолием Чубайсом (глава Госкомимущества, руководивший российской приватизацией), Чубайс утверждал что через несколько лет один ваучер будет равен стоимости двух автомобилей «Волга» В связи с тем, что подавляющее большинство из нескольких десятков миллионов владельцев ваучеров в реальности не получили двух «Волг», фраза воспринимается как пример явного обмана населения.
Широко распространено сравнение, что за свой ваучер обычный человек получил копейки. Так, публицист Сергей Кара-Мурза в своей книге 2002 года писал: «В результате ваучер Кахи Бендукидзе был равен «Уралмашу», а ваучер дяди Васи — бутылке водки».
В 2006 году журнал «Власть» отмечал: «Номинальная стоимость выдаваемых населению купонов составляла 10 тыс. руб., однако в реальности она оказалась равной цене двух бутылок водки, а „Волга“ уже к концу года стоила 3-4 млн руб.».
По словам председателя Совета предпринимателей при правительстве Москвы Марка Масарского, было заранее известно, что за ваучеры нельзя будет приобрести два автомобиля: «<…> выпустили бумажки цветные и нарисовали на них 10 тысяч рублей.
На деле приватизация оказалась раздербаниванием всех советских активов в кругу крайне узкой группы лиц.
Подробнее https://www.yaplakal.com...