Руководитель нейрохирургического отделения Университетской клиники в МГУ имени М.В. Ломоносова Алексей Кащеев о том, почему россияне не прививаются.
Меня немного замучали журналисты с просьбой объяснить, почему россияне не прививаются. Кроме того, теперь я не очень понимаю, что и в какой форме следует говорить, чтобы не оказаться экстремистом, лицом, признанным иностранной организацией на территории РФ, или еще кем-то вроде того. Тем не менее, мне хочется расставить точки над i, чтобы моя позиция была ясна. Причины следующие:
1. Мы и раньше так делали. Высокая степень презрения к жизни себя и окружающих характерна для нас всех (в порядке самокритики я и лично себя не выделяю в этом пункте из окружающих). Мне кажется, что это неизбытый и неискупленный опыт сталинизма и советского мировоззрения, реабилитацию которого наше общество не прошло. Возможно, я и ошибаюсь. Как бы там ни было, дорожить жизнью у россиян не очень принято. Именно поэтому наши пациенты не лечат установленный сахарный диабет, не соблюдают диету и не принимают статины при гиперхолестеринемии, игнорируют простые алгоритмы диспансеризации, плюют на правила дорожного движения и садятся пьяными за руль (число погибших в ДТП в России превышает смертность от войн в большинстве стран мира), в пожилом возрасте охотно ломают себе бедра и позвоночник (при этом не интересуются диагностикой и лечением остеопороза). Все врачи знают, как россияне относятся к своему здоровью - так с чего, спрашивается, миллионы человек должны за короткий срок поменять свое отношение? Делать они этого не будут.
2. Отсутствие пропаганды. На том месте, где в программах федеральных СМИ брызжут слюной и прочими биологическими жидкостями про Америку, Украину и рептилоидов, уже давно должны быть врачи, спокойно и аргументированно говорящие о том, как сохранить свое здоровье, здоровье своих родителей, детей, близких. Ничего этого нет и не предвидится, хотя только таким образом можно повлиять на людей - повторять, повторять и повторять. В условиях экстремальной ситуации, а именно в таких условиях мы и находимся, такую систему пропаганды создать затруднительно, если вообще возможно. Место официальной пропаганды легко занимают слухи, сплетни и городские мифы, оттого нечего удивляться, что люди в вопросах вакцинации охотнее доверяют соседке, чем врачу или чиновнику.
3. Экономические стимулы. Общеизвестно, что россияне считают здравоохранение безусловно государственной прерогативой и не готовы принимать экономическую отвественность за свое здоровье. В результате, в условиях эпидемии им кажется, что именно государство должно что-то делать, за что-то платить, в то время как на его усилия вполне резонно плевать. От государства нужны бесплатные вакцины и выплОты за больничные - от нас не нужно ничего. Разумеется, это отношение не может породить стимулов для добровольной вакцинации, и всякие плюшки вроде лотерей с машинами и квартирами никак не помогут переубедить людей.
4. Политические нюансы. Увы и ах, государство многие годы и десятилетия самыми разными способами обманывало своих граждан. Кого-то это возмущает, кого-то устраивает, кто-то научился извлеквать из этого выгоду, но очевидно это и первым, и вторым, и третьим. Теперь, когда государство ведет себя вполне разумно и профессионально (а я считаю именно так в отношении борьбы с эпидемией), у людей нет совершенно никаких разумных оснований ему доверять. Не получится сначала навязать игру с шулером, а потом убедить, что он играет по правилам.
5. Ковид почти неопасен для детей (ну пока). Думаю, если бы инфекция в опасной форме поражала детей, люди бы выстроились в очереди за прививкой. Это тоже довольно русская тема - себя не жалко, детей жалко. Будто бы ребенку будет хорошо жить без родителей, бабушек, дедушек, ушедших раньше срока.
Ну, по поводу "разумного и профессионального поведения государства в отношении эпидемии" я бы, конечно, немного поспорил, но в остальном звучит достаточно разумно.
P.S. А мне только что SMS прислали с приглашением на вторую прививку. В субботу пойду дочипизируюсь.