Читатель Данила рассказал об очередном телефонном мошенничестве: я думаю, всем будет полезно прочитать, потому что такие мошенничества становятся все изощреннее и изощреннее, и их не так-то просто распознать.
Алекс, привет. Знаю, ты постоянно пишешь про новые схемы телефонного мошенничества. Так вот я сам чуть не стал жертвой такого развода. Развода с одной стороны старого (сообщить код из смс оператору), но подход более продвинутый.
Но обо всем по порядку. Я клиент старый и постоянный Альфы, это мой основной банк. Поэтому я довольно регулярно получаю от них звонки с предложениями кредитов, кредитных карт. кэшбэка и т.д. В общем очередной звонок. якобы из Альфы меня не смутил. Звонили с предложением для одной из моих карт, последние 4 цифры которой они назвали улучшить условия обслуживания. Больше кэшбека, процент на остаток и т.д. и т.п. При этом остальные условия остаются те же, если только я не оформлю страхование счета. За это придется платить отдельно. Т.е. выглядит все как стандартная реклама от банка.
Я говорю, ок, если условия не меняются, то давайте. Оператор отвечает, что поскольку это изменение договора, то они все подготовят и через час перезвонят. И прощаются. Никаких просьб что-то им сообщить, никаких кодов и т.д. Соответственно у меня ноль подозрений и уже возникает доверие к тому, с кем разговаривал.
Через час, как и договаривались, перезванивают и говорят, что все готово. Предупреждают и специально делают акцент, что никакие данные типа CVV2 кода, логина и пароля в онлайн-банк они не запрашивают и их нельзя никому передавать. Но сейчас вам для подписания нового договора придет СМС от банка, его нужно сообщить, а бумажный договор с новыми условиями обслуживания заберете у себя в отделении.
Тут уже я немного напрягся, но как-то еще видимо недостаточно. В шторке выпадает СМС от Альфы и я, не смотря ни на что кроме кода, сообщаю его оператору. Сразу же за этим в шторку падает пуш из приложения, что к онлайн-банку привязан новый IPhone.
Тут уже все становится ясно, я сбрасываю звонок, лезу в онлайн банк, нахожу там этот привязанный IPhone и отвязываю его. Перезваниваю сам в банк и блокирую от греха подальше все карты и сам счет. При этом на всем протяжении моего разговора с банком я вижу, что мне параллельно звонят мошенники с разных номеров. Но как только счет и карты заблокированы, звонки прекращаются. Снять ничего не успели, но было очень неприятно.
Анализируя ситуацию постфактум, я понял, что на самом деле там было много моментов, где я должен был догадаться, что звонят мошенники. Но вот эта схема с двумя звонками, где при первом звонке у тебя вообще не спрашивают ничего, она позволяет мошенникам втереться к вам в доверие, и вы уже перестаете критически относится к тому, что они говорят. До самого момента, когда меня попросили прочитать смс от банка, я был уверен, что говорю с оператором Альфы.
Вот такая история.