О Шолохове интересно, я этого не знал.
Для Михаила Шолохова алкоголь всегда был важной частью жизни. Говорили, что в этом был вынослив, как черт: мог выпить 2–3 бутылки коньяка или водки подряд — и делать это постоянно, изо дня в день. При этом долгие годы это не мешало ему вести свою обычную жизнь: писать книги, видеться с людьми.
...
Однако со временем отношения писателя с алкоголем стали проблемными. Неизвестно, что стало причиной. Говорили, дело в том, что Сталину не понравился финал «Тихого Дона»: по его мнению, главный герой должен был окончательно примкнуть к красным. И после этого автору пришлось на протяжении всей последующей жизни идти на сделки с совестью, чтобы договориться с властью — например, писать пропагандистскую «Поднятую целину». После подобных компромиссов писатель напивался. Однако правда это или лишь легенды, узнать невозможно.
Зато известно, что даже главные люди государства были обеспокоены состоянием Михаила Шолохова. Есть свидетельства его разговора со Сталиным на эту тему. Вождь вызвал писателя, чтобы предупредить, что на него поступают доносы, сам он им не верит, но Шолохову стоит быть аккуратней. На эту встречу автор пришел уже нетрезвым. В дневнике в тот день он писал: «Со злости выпил рюмку водки…»
В конце беседы вождь спросил: «Говорят, вы, товарищ Шолохов, много пьете?» — и получил ответ: «От такой жизни, товарищ Сталин, запьешь!»
...
В 1955 году Шолохова даже поместили в больницу, чтобы провести курс реабилитации. Однако, как только он вышел оттуда, сразу ушел в запой. Сам он не видел ничего плохого в алкоголизме. В конце жизни, когда он уже не мог пить в прежних количествах из-за проблем со здоровьем, он лишь замечал: «У меня мотор сдает». Тогда писатель позволял себе чередовать водку с шампанским: он чувствовал, что нужно было сделать послабление, но не считал нужным бросать любимое занятие.
В рассказе «Судьба человека» писатель даже романтизирует русское умение пить, приравнивая его чуть ли не к патриотизму.
А Корней Иванович Чуковский, оказывается, вообще не употреблял алкоголь.
Корней Чуковский был одним из немногих русских авторов XX века, который полностью отказался от алкоголя. Писатель не пил никогда: даже по праздникам его нельзя было увидеть с бокалом вина или шампанского.
Близкие вспоминали, что дома у Чуковского спиртные напитки были полностью под запретом. Дочь писателя Лидия рассказывала, что в их доме «не было не только карт, но и папирос и вина. Вино к столу не подавалось ни в какие дни, ни при каких гостях, ни по какому случаю». Этот запрет действовал практически всю жизнь Чуковского. Только в последние годы писатель стал позволять покупать вино, когда в дом должны были прийти гости. Но и тогда он не выпивал с ними за компанию. Поэтому так запомнился окружающим тот единственный случай, когда Чуковский согласился на бокал вина.
Убедить Чуковского выпить получилось у Бориса Пастернака. Повод был действительно серьезный: ему присудили Нобелевскую премию.