В начале ноября сообщалось о том, что в Дании было задержано российское научно-исследовательское судно "Академик Иоффе".
1 ноября с.г. при бункеровке на рейде порта Скаген датскими властями было задержано научно-исследовательское судно (НИС) «Академик Иоффе» ФГБУН «Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук», изъяты судовые документы. Арест судна осуществлен в качестве обеспечительной меры по иску третьей стороны, связанному с предыдущей деятельностью НИС «Академик Иоффе».
Судно плавает под флагом Российской Федерации, находится в собственности государства, используется Институтом океанологии им. П.П.Ширшова в научных целях. (Отсюда.)
Было известно, что арест судна произведен по иску третьей стороны, но откуда у научно-исследовательского судна образовались такие долги - не объяснялось.
За неделю ни одно российское СМИ так и не смогло определить, как российское научно-исследовательское судно «Академик Иоффе» оказалось арестованным в датском порту Скаген.
Для начала стоит понять, как уникальное научное судно оказалось должно почти 2 миллиона долларов канадской туристической кампании One Ocean Expeditions Ltd.
Итак, в 2010-х годах Институт океанологии имени П. П. Ширшова (ИО РАН) является подведомственным учреждением Российской академии наук (РАН). Директор института, академик Роберт Нигматулин, согласовывает с РАН схему: несколько научных судов (включая «Академика Иоффе») будут катать зарубежных туристов в Арктику и на Аляску. Маржу от заработка станут делить, а прикрытием такой схемы будет служить снижение финансирования научного флота в целом.
В 2013 году ИО и все институты РАН переходят под крыло Федерального агентства научных организаций (ФАНО).
Прибыльная схема кочует из РАН в ФАНО, которое к роковому 2018 году возглавлял действующий замминистра финансов Михаил Котюков (в этом же году возглавил Минобразования, схема перешла и туда).
В 2018 же году «Академик Иоффе» попадает в аварию. Туристов снимают с судна, институту океанологии выставляют многодолларовый счёт.
Но руководство ИО РАН и Минобразования решаются на невероятное: суд проигнорировать. Буквально через месяцы после аварии «Академика Иоффе» ловят уже в водах атлантического океана. И прямо из порта (эксперты говорят, что португальского) «Академик Иоффе» по команде сверху сбегает от европейского суда в нейтральные воды.
Руководство ИО РАН и ФАНО принимают ещё одно трудное решение: штраф во что бы то ни стало не платить, накопившуюся туристическую прибыль поделить, а «Академика Иоффе» в Европы и Америки больше не пускать.
Так и не всплыла бы эта история с международным надувательством, если бы не роковая случайность: 1 ноября 2021 года судну, которое в настоящий момент находится под оперативным управлением ИО РАН, понадобилась срочная дозаправка.
Которую, в целях экономии (вот уж правда, комедия абсурда), было решено провести в нейтральной вроде бы Дании (Калининград был хоть и ближе, но дороже). Жадность привела к очередному аресту. В датских водах у научного судна отобрали документы и поставили на прикол.
Научная экспедиция оказалась заложником былых грехов руководства ИО РАН и ФАНО. Кстати, действующий директор Института океанологии, Алексей Соков, несмотря на тяжелейшую ситуацию, отказался прерывать свой отпуск в Турции и участвовать в происходящем.
Кто же тогда должен разбираться с последствиями дел, казалось бы, давно минувших? ИО от комментариев открещиваются. Молчит и сама РАН, не желая доставать скелеты из шкафов.
В итоге разбираться с международным скандалом поручено МИД и Минобрнауки. Кстати, нашим экспертам (точнее, их коллегам) удалось связаться с капитаном корабля Андреем Зыбиным. Он мужественно передаёт, что команда в полном порядке, еды и воды достаточно, и он регулярно на связи с посольством и большой землей.