Мне попадались эти заголовки об типа как отклонении иска экс-акционеров "Юкоса", и я все думал, что вообще за этим стоит? Так вот, вчера послушал субботнюю "Суть события" Сергея Пархоменко, и Сергей там все отлично разложил по полочкам.
С.Пархоменко Да, я сделался каким-то фактически профессиональным разъясняльщиком про ЮКОС. Во всяком случае, если судить по количеству вопросов, которые я получаю самыми разными способами на эту тему, такое впечатление, что публика меня уже воспринимает как какого-то медиума, толкователя, который только и может разобраться в этой грандиозной истории.
Действительно, это многолетнее судебное дело, которое еще много лет будет длиться, нет никаких сомнений. И, что называется, никто не говорил, что будет легко, никто не говорил, что он кончится вот-вот. Это будет продолжаться еще долго-долго, потому что борьба происходит не на жизнь, а насмерть. Точнее не на жизнь, не насмерть, а сейчас уже на 60 миллиардов долларов — стоимость приза, и приз все время растет, потому что по мере того, как Российская Федерация сопротивляется и не хочет выплачивать акционерам ЮКОСа деньги, которые она им должна за разграбление компании, по мере этого сумма растет в соответствии с первоначальным решением, которое было принято гаагским арбитражем. И с тех пор после этого решения, которое произошло уже довольно много лет тому назад, произошло много туров всяких встречных апелляций, разнообразных кассаций протестов, всякого прочего.
В прошлый раз мы с вами говорили подробно про дело ЮКОСа, ровно месяц тому назад 5 ноября 21-го года мы разбирали удивительную историю про то, как Верховный суд Нидерландов, последняя инстанция по старшинству в Европе, которое способно была разбираться в этом деле, приняла удивительное решение. Она удовлетворила все требования акционеров ЮКОСа, но отправила их, так сказать, на штрафной круг.
Выяснилось, что предыдущая инстанция, а именно Голландский суд пропустил одно из требований Российской Федерации, которая подавала апелляцию по этому делу в апелляционный суд тогда. И там было среди прочего требование выяснить, не совершили ли акционеры ЮКОСа — такая была формулировка — мошенничества в ходе той самой первой арбитражной процедуры, когда высший арбитраж присудил эти 50 миллиардов долларов ЮКОСу. И апелляционный суд не стал рассматривать это требование, посчитав его несущественным, поскольку это требование уже в свое время высказывалось Российской Федерацией именно там, в арбитражном суде самом первом, и тогда арбитражный суд сказал: «Это не имеет отношения к делу. Мы рассматриваем совершенно конкретный конфликт, и вот эти ваши наезды, — они слово не употребляли, но смысл был именно этот, — мы этим заниматься не будем, мы считаем, что это совершенно не входит в существо разбираемого конфликта.
Ровно исходя из этой же логики, апелляционный суд через несколько лет после этого сказал: «Мы это требование рассматривать не будем, оно не имеет отношения к делу».