О.Журавлева Мы снова с вами, Ольга Журавлева и Александр Невзоров. Александр Глебович, давайте поговорим о хорошем или о приятном.
А.Невзоров О хорошем – мы можем поговорить о НАТО, которое согласно меткому выражению очень неплохого писателя Никонова, давно является психической болезнью России и ничем больше. Это точное определение. И представь себе, что это очень похоже на ситуацию, которую описывали великие русские психиатры, как больные одной из палат объявили, что они вносят изменение в учебник по психиатрии и более не считают шизофрению болезнью, требуют отменить все процедуры, которые полагались больным шизофренией и обратились, более того, к палатам клиник всего мира, чтобы они присоединились к этим требованиям о выведении шизофрении из списка болезней.
У нас очень популярная, очень скандальная история о каком-то волосатом папаше-психологе, который в МГУ то ли набросился, то ли на него набросились преподаватели и охрана. У него там учится девочка 9 лет на психологическом факультете, вундеркиндесса юная. И вот эта тема, происшествие, она взбаламутила, взбудоражила вообще тему о вундеркиндах.
И вот тебе могу сказать, что, конечно, вундеркиндизм – это не некий феномен, это давно и однозначно выяснено, никаких вундеркиндов не бывает, это не некие способности ребенка. Как правило, это просто свидетельство абсолютной невменяемости или опасного психоза родителей. Это всегда их самоутверждение, причем всегда истеричное, всегда сопровождающееся эксцессами. Эта вундеркинутость, она никогда не появляется на свет без участия, без маниакального желания родителей, опекунов или какого-нибудь шизанутого воспитателя.
Я только не понимаю руководство психфака МГУ, вот что они там делают на рабочих местах? Что за дикое легкомыслие и расслабленность? Любой нормальный педагог, узнав, что у него в классе вундеркинд, немедленно увольняется и бежит из учебного заведения, переодетый охранником, уборщицей, первоклассником, как угодно, лишь бы успеть до того момента, когда в класс войдут родители вундеркинда.
Этот вундеркиндизм – это тот натужный плод, который выдавливают из головы ребенка. И не случайно 99,9% вундеркиндов заканчивали трагически, а главное, очень рано и очень мучительно. Слишком много прецедентов, начиная со всяких Надь Рушевых, Коноплев Паша был, Ника Турбина. Это всегда психоз родителей и, как правило, бессмысленный. Притом, что ни одного нобелевского лауреата вундеркинда не было. Знания – это очень специфическая жестокая штука, и порой им необходимо дать время для впитывания. И очень часто простое жульничество родителей в сочетаниями с маниакальными наклонностями, садистским впихиванием в ребенка непомерной, бессмысленной дозы знания – это и выглядит потом как вундеркиндизм.
Мне ведь в свое время довелось видеть больше, чем многим. Потому что репортерская профессия давала необыкновенные возможности. У меня на глазах ребенка, маленькую девочку побоями, голодом и унижением делали вундеркиндом. Я имею в виду, скажем, очень хорошую пианистку.
О.Журавлева Да, которой потом пришлось переучиваться во взрослом состоянии по-настоящему играть.
А.Невзоров Эта маленькая девочка не нашла другого человека, которому она могла довериться. И она рассказывала о том, как ее морят голодом, как ее бьют, как ей обещают сломать пальцы, как ей угрожают, как ее таскают за волосы.
Кроха ребенок. А я был репортер, который был когда-то приглашен ее отцом для того, чтобы девочку прославить. И он думал, что я не узнаю этой правды. Я узнал, и все это мы рассказали в «Секундах».
Можно, конечно, практиковать это скоростное засовывание набора разных бессмыслиц в голову. Вопрос только, зачем? Как правило, это месть миру за себя…
О.Журавлева Это способ наживы еще, извините меня, это заработок.
А.Невзоров Очень хороший способ наживы, колоссальный. Потому что ведь понятно, что за те 50 тысяч долларов, которые давали этой девочке как вундеркинду за западные концерты, понятно, что эти 50 тысяч долларов брал себе папа.
Но судьба этих детей, как правило, печальна. Вот тот редкий случай, о котором я говорю, это исключение. И лучше, конечно, держаться подальше и от вундеркиндов, но они еще не так опасны, а вот от их родителей – точно, и никакого дела с ними не иметь.
О.Журавлева Здесь, кстати говоря, в случае с психфаком, тоже финансы, мне кажется, сыграли роль. Потому что несчастное дитя сдало ЕГЭ через пень-колоду с небольшими, в общем, результатами, но сдало. И конечно, поступить на бесплатное отделение никак не имело возможности, никаких шансов. Но есть же платное, туда можно взять кого угодно. И вот здесь, собственно, и была допущена, скажем так, ошибка. Не надо так любить деньги – вот что я вам скажу.