В школу я отправился на седьмом году жизни и первые три года пытался понять, - а что я тут делаю? Зачем меня учат тому, что я уже без них прекрасно умею?
Спустя много лет, понял, учился я там действительно нужным вещам, например, притворяться, что такой же дурачок, как и все: якобы не умею читать, считать, писать.
Социализировался. Делал вид, что все-то у меня как у людей.
Потом случился провал. Пошли четверки, тройки, двойки: дошкольные знания закончились, а школьные я полагал делом насквозь пустым.
Пришлось в срочном порядке слушать, что там рассказывают учителя и долгое время проблем в учебе опять не было.
Новые беды начались с появлением химии.
Я проболел переход от неорганики к органике и не понимал ничего вообще, а сориентироваться самостоятельно по учебникам никак не мог.
Постоянные конфликты с преподавателем, - а вот я сейчас вызову родителей! - да вызови, ага, знаешь, сколько стоит билет с севера? Так они взяли и полетели.
- А с кем живешь? С бабушкой и дедушкой? - вызову их.
- Ну конечно, им заняться больше нечем - к тебе бегать.
- Приду домой!
- Приходи, приходи, у меня как раз собака некормлена.
И все в таком духе.
А жил я в частном секторе на окраине города: за нами начинались заливные поля. В начале восьмидесятых горсовет стал выделять там участки под огороды.
Никаких строений, только узкие, шагов на пятнадцать вширь, но нескончаемые по длине полоски земли: сажай, копай, поли.
Вот только ближайший источник воды для полива - колонка, находился на нашей улице. Чтоб добраться до нее приходилось давать крюка вдоль всех домов и заборов.
Полторы тысячи лишних шагов, казалось бы - ерунда.
А если увязая по щиколотку в песке? А с ведрами-лейками в руках? А сорок и больше ходок?
Как-то уже не совсем ерунда, но ерунда очень неприятная.
Поливочные работы у огородников, как правило, происходили вечером.
К этому времени дед уже возвращался с работы из сапожной мастерской и распахивал настежь обе калитки: калитку во двор и вторую - прямой выход через него к огородам.
По двору сновали какие-то непонятные чужие люди, превращаясь со временем во вполне знакомых дядь Вань, теть Лен и Эльвир Рустамовен.
А как-то раз, к своему удивлению, вижу - она! Учительница химии. Идет, чешет прямиком через двор.
- Ну, - думаю, - свезло. Ща.
- Здравствуйте, - говорю, - здравствуйте. Через нас, значит, ходите. Удобно вам? А вот, например, лично мне - жутко неудобно.
- Ты сейчас что хочешь сказать? - спрашивает она.
- Проход, - говорю я, - тут у нас абсолютно бесплатный, но никак не дармовой. Вы бы мне оценочки, а я вам…
О, если бы она начала орать. Или требовать родителей. Или возмущаться, но она молча подхватила тяжеленные лейки и пошла в обход.
Ручки тоненькие, талию можно обхватить дважды одной рукой, ножки - спички, еще какая-то дурацкая обувь чуть ли не с каблуками, это по нашим-то зыбучим пескам.
Тогда она казалась жутко взрослой и сварливой теткой, а сейчас - понимаешь, господи, бедная девочка, только после педучилища. Двадцать три, двадцать четыре сколько ей могло быть?
Догнал.
- Давайте, - говорю, - ваши лейки сюда. Помогу.
Отдала одну, вторую, как ни вырывал, оставила.
- Так что, - спрашивает, - значит, пойдем в обход?
И лицо такое, все еще по- учительски противно строгое, а вот глаза.
Обычные девчоночьи, прекрасные смеющиеся глазища.
Ах да, химию я, благодаря ее помощи, нагнал и даже перегнал.
Но речь не об этом.
Когда дед выходил распахивать калитку во двор, бабушка всегда ворчала: вот, ходят, топчут. Опять все бочки вычерпают. Вишню пожрут.
А кто-нибудь из соседей удивлялся ему, - Васильич, опять? В прошлый раз у тебя газовый ключ попросил, а ты сказал, - уперли. Потом, что-то было такое еще. А ты сам знаешь, у нас тут свои у своих не воруют, значит - это кто-то из твоих проходимцев. И ты им все равно будешь открывать?
- Знаю, - говорил дед. - Страшно играл желваками, громадными ручищами распахивал калитку и говорил, - буду.
Когда-то, в какой-то момент, я даже понял - почему он говорил и поступал так: ведь дело никогда не бывает в знании, незнаниях и ком-то еще.
Дело - всегда в тебе. Только в тебе.
(фото сделано на утюг и никакой ценности, кроме памяти о детстве, не имеет)
Подробнее https://oh-rid.livejournal.com/8499.html?me...