Как 50 вовремя купленных вагонов сделали Россию самой масляной в мире
5-09-2024, 09:01 6
В 1894 году Российская империя вывезла на экспорт 396 пудов сибирского сливочного масла. Вообще ни о чем, что такое несколько тонн масла для продовольственного рынка! В 1907 году Россия занимала первое место в мире по экспорту все того сливочного масла. Как удался такой рывок за 13 лет?!
Очень просто. Масло в Сибири и не только в Сибири имелось и до этого. Просто Министерство путей сообщения решилось на закупку изотермических вагонов, последний из которых вы можете увидеть в музее РЖД в Петербурге. Он там не очень заметен по сравнению с мощными и эффектными паровозами. Но это – тот случай, когда не самая презентабельная внешне вещь оказалась революционной.
В 1899 году российский МПС закупил 50 вагонов-ледников специально для перевозки сибирского масла по Транссибу. К этому моменту дорога еще не была закончена полностью, движение поездов началось с 1901 года, а регулярные поезда Санкт-Петербург – Владивосток и вовсе пошли в 1903 году. Но, тем не менее, буквально за несколько лет сибирские, а за ними и вологодские, ярославские и прибалтийские маслоделы завалили европейские магазины, в первую очередь английские российским маслом.
В 1907 году Россия занимала первое место по экспорту масла в мире. Больше чем в России его не делали нигде. На втором месте по поставкам шла Австралия, потом Новая Зеландия, остальные очень сильно отставали.
А всего и надо то было – закупить и поставить оборудование, которое позволяло сохранять продукты. То есть, холодильные установки - те самые изотермические вагоны, совершившие революцию в молочной промышленности. Плюс холодильные установки на складах на местах.
При этом нельзя не заметить одного интересного факта.
Как только появилось холодильное оборудование, позволяющее организовать экспорт масла, наблюдался лавинообразный рост поставок. А в дальнейшем роста уже не было, несмотря на увеличение количества вагонов. К примеру, в 1907 году экспортировали 3275000 пудов масла, а в 1909 году – 3456000 пудов.
А все почему?
Ответ на это дал еще в 1911 году человек, досконально разбиравшийся в холодильном деле, без всякого преувеличения великий инженер Михаил Трофимович Зароченцев. Между прочим, это автор идеи шоковой заморозки продуктов, которая теперь используется повсеместно. Правда, эту идею он реализовал совсем не в России, потому что с большевиками ему оказалось не по пути. А в начале XX века он строил в России холодильные установки для складов и продуктовых производств: на маслобойнях и молокозаводах, на рыбных заводах и скотобойнях. Везде, где заказывали.
При этом, на самом деле заказывали не очень активно, о чем Зароченцев прямо написал в своей книге «Холодильное дело», вышедшей в 1911 году. В этой книге он описал принцип устройства тогдашних холодильных установок, то, как холодильники меняют мир (сибирское масло – только один из примеров, удачный для Российской империи, в отличие от рыбы), а заодно перечислил ВСЕ холодильные установки, имеющиеся на тот момент в России. Так вот в 1911 году во всей стране имелось 180 установок. Во Франции на тот момент их было более тысячи, причем Зароченцев считал, что французы отстают в холодильном деле от Англии и Германии. У англичан в Лондоне 30 холодильных установок только на хранение мяса в это время работали.
Больше всего холодильных установок имелось в Москве. В общей сложности в Первопрестольной эксплуатировали 42 установки. При этом на 1911 год московские скотобойни холодильными установками оборудованы не были, холодильники в таком нужном месте имелись в России на тот момент только в Ростове, Таганроге, Риге, Кронштадте, Ташкенте и, как это ни удивительно, в Грязях.
Вот такая интересная ситуация.
Поэтому Зароченцев с некоторой болью за дело, которым он занимался, отмечал:
«…За почти полным отсутствием в России больших холодильных складов для продолжительного хранения масла, последнее по несколько месяцев вылеживается на заграничных холодильных складах…»
Именно по этой причине и не увеличивался быстро достигнутый пик поставок сибирского масла. Хранить было негде, вкладываться в развитие мало кто хотел – это же надо свои деньги вкладывать, когда еще они отобьются. А порой и хотели бы, да денег не было.
Плюс агенты иностранных фирм активно продвигали идею, что холодильные установки в России строить не надо, главное - организовать быструю транспортировку.
В результате продукты в России скупались за бесценок, а потом спокойно себе лежали на складах в каком-нибудь Берлине, дожидаясь выгодной ситуации на рынке. Так получалось с маслом, яйцами, битой птицей. А с рыбой вообще получилось так, что из-за отсутствия холодильных установок Россия с первого-второго места в мире по объемам и ценности улова в 1893 году, в 1908 году скатилась на шестое место, отстав от лидеров - США по ценности улова в два раза.
Так что несомненно то, что «Россия, которую мы потеряли» перед началом Великой войны поставляла больше всего сливочного масла в мире. И яиц тоже поставляла много. И зерна. При этом почти наверняка это первое место вскоре было бы потеряно, потому что дальше в дело вступала техника. Те самые холодильные установки, которых требовалось как можно больше и которые не очень хотелось строить. Проще было продать и упустить основную прибыль, которая утекала в карманы тех, кто в эти холодильники вложился.
---------------
В статье использованы материалы книги М.Т. Зароченцева «Холодильное дело. Популярное изложение современных сведений о холодильном деле для торговцев, сел. хозяев, промышленников, владельцев холодильников», 1911 год.