Не знаю как кому, а для меня лично Содерберг авангардный режиссёр со своей особенной независимой концепцией. Тем не менее, большинство зрителей всё же знают Содерберга по его боевику «Одиннадцать друзей Оушена». Этот фильм оказался самым успешным в коммерческом сегменте, нишу в который Содерберг начал пробивать с самого начала карьеры. И успех «Оушена» был конечно не вдруг и не случайно, тема авантюрной, криминальной драмы или комедии Стивеном была проработана начиная с 1995 года. Банды, грабежи, банки, сложные схемы, романтичный герой-авантюрист, роковая красотка, в общем изрядная доза нуара. Этот набор в дальнейшем будет практически неизменным, а качество постановок прогрессировать. Но не сильно. Вообще такое чувство что Содерберг изначально владел неким знанием относительно производства фильмов. Даже его самые первые картины выглядят очень прилично. Например «Кафка» и «Царь горы», буквально второй и третий фильмы чувака сделаны на редкость профессионально. В этой связи, первый криминальный боевик Содерберга выглядит конечно не без минусов, но в нём уже видно заявку на дальнейшее развитие.
«Там, внутри» «The Underneath» 1995. Ремейк нуара Сиодмака «Крест-накрест» 1949 года, снятого по одноимённому роману Дона Трейси. Ремейк довольно точный, причём надо сказать что и роман и оригинал фильма сами по себе не без изъяна. В этой связи и картина Содерберга имеет те же самые проблемы. Невнятная и скучноватая первая часть где только выяснение отношений на словах и постоянные флешбеки, причём переходы никак не выделяются и понять что либо довольно сложно. Сами персонажи не раскрыты и откровенно серы, следить за ними не особо интересно.
Суть басни в том что протагонист некий Майкл Чемберс возвращается в тот город откуда он убежал несколько лет назад из-за долгов. Тогда Майкл бросил и жену и мамашу и братца, а теперь хочет всех вернуть. Жена правда, за это время успела выйти замж за бандита Томми. Этот факт собственно и становится главной фишкой картины. Роковая красотка придумала прекрасный план по которому можно избавится от всех дебилов разом – ограбить инкассаторскую машину.
Как и в оригинале, Содерберг сделал акцент на психологизме отношений внутри треугольника и в более широком семейном смысле. Это несколько перегружает криминальный по сути сюжет. Что же касается постановки, в смысле картинки, мизансцен, тягучей, тёмной атмосферы, то тут у Содерберга всё в порядке. Так же не плохи некоторые сюжетные находки, но их надо отнести исключительно в заслугу Сиодмака. Для фильма Содерберга они выглядят неплохо, но несколько инородно. Думаю что «The Underneath» был для Содерберга в большом смысле пробой. Ну вот очень хотел чувак научится снимать хорошие неонуары. Думаю, четыре года Стивен снимал авангард, а готовился снять криминальный мейнстрим. И он определённо хорошо поработал над ошибками.
«Вне поля зрения» «Out of Sight» 1998 года. Это был прорыв. В этой картине Содерберг определённо нащупал собственный стиль, хоть и имел литературную основу в лице Элмора Леонарда. Начать хотя бы с того что здесь много чёрного юмора. Далее Клуни, можно сказать что это была обоюдно удачная встреча. И Клуни и Содерберг сильно выиграли от этого сотрудничества. Наконец, яркий клиповый стиль, с разными монтажными примочками. Всё это конечно мимо нуара, за то здорово добавляет зрелищности. Картина смотрится ну ура.
Сюжет строится вокруг некоего рецидивиста-раздолбая Клуни, который типо ограбил стопицот банков и отмотал стопицот сроков, а теперь он уже не первой молодости и желает в последний раз обнести жадного банкира и удалится от дел. Тут как раз и герла подходящая нарисовалась, правда она ментовка, хоть и Дженнифер Лопес. Идея строится вокруг антагонизма «честного вора» и «совестливой полисменши», между которыми ещё и секс, любовь, отношения и т. п. Всё это чудесным образом разрешается по принципу «рыбки и детородного органа». Причём местами фильма выглядит вполне себе горячей. Что характерно, картина зашла буквально всем и вероятно стала основой для «Оушена», думаю что только успех «Оушена» отправил «Out of Sight» в тень. Ещё думаю что успех очень вдохновил Стивена и он стал клепать криминальные драмы каждый год.
«Англичанин» «The Limey» 1999 год. Ещё одна криминальная драма, в принципиально иной эстетике. Фильм больше напоминает тот самый первый «The Underneath». Вероятно Содерберг ни как не мог отказаться снять 100% неонуар, без всяких шуток, но с широкой социальной критикой. Вероятно это было делом чести для Стивена. Надо признать что на этот раз получилось несколько удачней. Сюжет простой и понятный, а в ролях проверенные временем старички вроде Теренса Стемпа, Барри Ньюмана, Джо Делессандро и Питера Фонда. Конечно не все самые талантливые, зато узнаваемые и связанные именно с местом и временем. Ибо картина отсылает в Лос-Анджелес шестидесятых.
Сюжет такой. Некий британский уголовник, пол жизни проведший в цугундере, приезжает в Лос-Анджелес, разобраться с виновниками смерти его дочери. Нити конечно ведут в голливудские холмы, прям на фешенебельную виллу крупного наркоторговца. Злой англичанин начинает методично выпиливать причастных. Попутно запуская флешбэки. Фильм довольно медленный, атмосферный, с натуралистичными эпизодами насилия, но без социальной фантастики. Картина имела определённый успех у критиков, но бюджет не отбила. Всё таки современный неонуар предполагает на порядок больше динамики и экшена. Именно такой фильм выпустил Содерберг на следующий год.
«Траффик» «Traffic» 2000. Большой, многоплановый фильм, с криминальным сюжетом, элементами детектива, боевика и широкими общественно-социальными обобщениями. В ролях Майкл Дуглас, Бенисио дель Торо, Деннис Куэйд, Кэтрин Зета-Джонс и т. п. Всё это снято по одноимённому британскому сериалу с адаптацией к американским локациям. Фильм ни разу не развлекательный, а наоборот очень серьёзный. Раскрывает тему наркоты со всех возможных ракурсов, от простого наркомана и мелкого дилера, до крупных картелей и министра соответствующего ведомства.
Картина имеет несколько сюжетных линий, пересекающихся в финале. Например линия простого мексиканского мента Дель Торо, вступившего в войну между двумя крупными картелями. Линия крупного барыги и его смелой жены Кетрин Зета-Джонс. Или вот линия нового министра по борьбе с наркотиками Майкла Дугласа и его дочери простой наркоманки. Всё это вместе даёт довольно глубокую картину проблемы наркомании в Калифорнии. При этом действие не лишено динамики и экшена. Фильм имел большой успех, в том числе и коммерческий и утвердил Содерберга как одного из лучших режиссёров в жанре криминальных боевиков. Осталось сделать один шаг.
«Одиннадцать друзей Оушена» «Ocean's Eleven» 2001. На самом деле этот фильм тоже ремейк. Ремейк фильма 1960 года с Френком Синатрой и кучей близких к нему актёров. Справедливости ради надо сказать что фильм Содерберга повторяет только общую канву. Что же касается отдельных эпизодов, поворотов сюжета и самое главное мотивации персонажей, то тут Стивен все подогнал под себя. Вообще картина производит впечатление некоего трансформера, состоящего из надёрганных из предыдущих фильмов сюжетных ходов. Например есть чувак откинувшийся после длительной отсидки, как в большинстве картин. У чувака романтические отношения с герлой, которую нужно «добыть» и самое главное показать что например бабло у него на втором месте, как в «The Underneath» и «Out of Sight».
Что действительно отличает «Ocean's Eleven» от всего предыдущего, то это предельно примитивная история, которая 100% должна быть прозрачна для любого дебила пришедшего на сеанс, причём с первой же минуты. Всё остальное, вроде штампованных персонажей, ситуаций, клипового монтажа и мигающих огоньков прилагается. В этом смысле, лично для меня например «Вне поля зрения» выглядит куда как привлекательней, но пиплу в большинстве его пипла массе «Оушен» зашёл прям без мыла. Коммерческий успех фильма был феноменальный, при затратах в 85 млн, «Оушен» отбил более 450 млн. Поэтому Содерберг в ближайшие семь лет постарался выдоить «корову» до последнего, оперативно замастырив два ремейка.
«Двенадцать друзей Оушена» «Ocean’s Twelve» 2004. С сюжетом явно торопились и вероятно поэтому он переполнен абсурдом, нестыковками, самой низкопробной фантастикой и откровенной лажей. Большинство актёров тупо «отдыхали» как и сценаристы. В плюс можно занести красочные локации, технические детали и саундтрек.
Из подробностей запомнился сюжетный ход с ментовкой Зета-Джонс, которая как в «Out of Sight» подруга уголовника (откровенный самоповтор) и нелепый эпизод с Джулией Робертс и Уиллисом. Думаю что глупость эту понимали все и сыграли соответственно (фейспалм). Тем не менее фильм имел неплохой прокат, отбив бюджет в три раза. А вот критики не все оценили старания, тут мнения очень резко разделились. В общем всё как-то неоднозначно и Содерберг затаил провести реабилитацию.
«Тринадцать друзей Оушена» «Ocean's Thirteen» 2007 года. Это однозначный откат до базовых настроек. Всё те же, всё там же (Лас-Вегас), всё так же пытаются обчистить казино, во имя идеи братства и дружбы. Антагонист на этот раз – Аль Пачино, высокомерный одиночка и жмот. Как и в первом случае, предельно примитивный сюжет, разжевано всё до состояния пюре.
Чувствуется что чувак провёл основательную работу над ошибками. Джулия Робертс была безжалостно выпилена, Кетрин Зета-Джонс – тоже. По большому счету Содерберг сделал чуть больше чем всё, для фанатов первого фильма, засунув подальше собственные амбиции. Результат налицо, фильм стал одним из самых коммерчески удачных, среди всяческих сиквелов, отбив почти столько же сколько и первая часть.
«Нокаут» «Haywire» 2012 год. Вообще картина должна была выйти в 2010м, но проблемы со студией, пересъёмка сильно затянули процесс. В этот раз Содерберг был достаточно настырен в достижении своей цели – снять остросюжетный триллер в собственной стилистике, а не боевик с компьютерной графикой и непрерывным экшеном. Он пошёл на разрыв со студией и снял таки недорогой шпионский триллер, напоминающий его ранний «The Limey». Фильм обошёлся всего в 23 млн, надо думать ушедших на гонорары Дугласу, Бандеросу, Пэкстону, Макгрегору, Фассбендеру и Чайнику Тейтуму. Что же касается главного героя, то на эту роль взяли молодую дебютантку Джину Карано, вероятно что бы не платить и заставлять девицу бегать, прыгать, падать, биться ап стенку и получать по мордасам. И Джина всё это делала, возомнив себя новым Джеки Чаном.
Суть всего этого мордобития в том что коварные и циничные дядьки из спецслужб хотят подставить спецагента Джину, причём каждый со своими целями. Кто с какими целями хочет подставить девицу я так толком и не понял, ибо всё там очень запутано. Понял только что пока все эти мужики щелкали еблом, шустрая девка выпилила их всех по одному, ибо она понимаешь морпех… и папа у неё морпех… и мама у неё морпех.. и бабуш… в общем она оказалась куда круче Джеки Чана. Между тем форма этого безобразия достойна куда большего внимания. Форма надо сказать довольно оригинальная. Думаю что хитрожопый Стивен сделал ставку именно на то что Карано реальный боец ММА и поэтому может очень реалистично выхватывать в торец, причём практически нон-стоп. В связи с этим обстоятельством картина представляется вереницей натуралистичных спаррингов, начисто лишённых спецэффектов. Если не считать эпизода с оленем попавшим в ДТП, хотя возможно и это было без графики… нет, я в это не верю. Вообще лично мне картина показалась довольно бодрым B-movie, с элементами авторских решений. Думаю к этому времени Содерберг уже обдумывал концепцию относительно дешёвого и качественного кино, заполняющего собой интернет-платформы. Скоро он начнёт клепать такие фильмы как пирожки, хотя грозился уйти на пенсию.
«Удача Логана» «Logan Lucky» 2017. Если верить самому Содербергу, то на картину эту он попал чисто просто случайно – пацаны уговорили. Пацаны это Чайник Тайтум, Дэниел Крейг и Адам Драйвер. Получилась однозначно типичная криминальная комедия об ограблении, с попытками в социальную сатиру. Авторство Содерберга автоматически отправило фильм в некий спин-офф к «Оушену», хотя и в антагонистическом смысле. Т. е. «Удача Логана» это как бы самопародия, где всё элементы, начиная от общей концепции и заканчивая отдельными эпизодами противопоставляется «Оушену». Например там команда профессионалов-эстетов, аристократов преступного мира, всегда расчётливых и удачливых, а тут команда провинциальных олухов, выезжающих только за счёт того что вокруг такие же олухи.
Под эту идею заточён и ритм и саунд и картинка, передающие атмосферу глубоких американских ебеней с их сонной, вялотекущей действительностью. Что касается сюжета, то тут всё традиционно. В центре ограбление кассы крупного соревнования по автогонкам, по сути единственного события в округе. Надо сказать что повороты сюжета и многие детали довольно остроумны. Есть и шутки юмора, например запомнилась шутка о продолжении «Игры престолов». Вообще всё это очень напомнило Моничелли, с его классическим «Комедия по-итальянски», только в современных американских локациях.
«Без резких движений» «No Sudden Move» 2021. В виде бонуса последний на данное время полнометражный неонуар от Стивена Содерберга, поставленный на бабки Уорнеров и выпущенный на платформе HBO Max. Довольно точная стилизация под 1956 год, с закрученным криминальным сюжетом и кучей известных актеров, например Дон Чидл, Бенисио дель Торо, Дэвид Харбор, Эми Сайметц, Джон Хэмм, Рэй Лиотта, Брендан Фрейзер, Билл Дьюк и т. п. Картина косплеит Детройт эпохи большого передела, с его авто-гигантами, мафией, коррупцией и монопольными злоупотреблениями. История разворачивается постепенно, начиная с простых уголовников, нанятых изъять документы из сейфа управляющего одного из отделений Форда. По мере того как трупы множатся, сумма увеличивается, а в игру вступают всё более влиятельные люди. Исполнителям придётся очень постараться чтобы уцелеть.
Фильм, как и другие неонуары Содерберга снят на самом высоком уровне, стильная картинка, драматизм, неплохая игра большого актёрского коллектива, широкая социальная критика, морально-этические обобщения и хорошая тёмная атмосфера. В минус можно было бы занести вязкий ритм и запутанный сюжет, но это только для широкой аудитории, что до ценителей нуара, то это напротив зачёт.
Итак, методом простой арифметики, можно выяснить что из примерно тридцати полнометражек, снятых чуваком за почти сорок лет, остросюжетных криминальных картин более десяти. Этот факт говорит о том что Стивен выделяет именно этот жанр, посвящая ему больше времени. На самом деле творчество Содерберга, если его анализировать, говорит нам о внимании именно к такому типу самовыражения. А я уже давно заметил что арт-хаусные режиссеры, в массе тяготеют к самому непритязательному B-movie и в случае с Содербергом это был совершенно определенный жанр. Надо отдать ему должное, он кое чего здесь добился. Что же касается меня лично, то я предпочитаю другие фильмы сабжа. О них пойдёт речь в другой раз.