Женщина в мире мужчин: художественное наследие Юдит Лейстер
10-09-2024, 18:57 5
Работы талантливой голландской художницы часто ошибочно приписывали мужчинам.
За последние три года некогда забытая голландская художница Юдит Лейстер неожиданно вернулась в центр внимания: появилась на дудле Google, побила рекорды на аукционах и дебютировала в самой престижной галерее Рейксмусеума.
Художница создала больше всего работ в начале 1630-х годов, до того как вышла замуж за художника Яна Минсе Моленара. Однако ее имя почти исчезло из истории искусства до 1892 года, когда судебный процесс между арт-дилером и продавцом выявил, что многие ее работы ошибочно приписывались великому голландскому художнику Франсу Халсу.
С 1970-х годов ученые-феминистки активно занялись восстановлением ее роли в истории искусства: в 1989 году опубликована первая монографию о Лейстер, пролив свет на ее жизнь и творчество. Художница родилась в Харлеме, центре процветающей художественной экономики Нидерландов, в семье пивовара. Когда бизнес ее отца потерпел крах, она решила посвятить себя искусству.
В Харлеме также жил Франс Халс, а поэт Самуэль Ампцинг упоминал, что Лейстер работала в мастерской Питера де Греббера около 1628 года. Ее стиль свидетельствует о влиянии Халса, что позволяет историкам предполагать, что она училась у него.
При жизни Лейстер пользовалась известностью и в 1633 году стала одной из немногих женщин-живописцев, принятых в уважаемую Гильдию живописцев Святого Луки. Её жанровые сцены отличались свободной и светлой кистью, придававшей психологическую глубину работам. Она также мастерски изображала сцены, освещенные свечами, и была настолько искусна в работе с «червонным глазом», что коллеги называли её «мастером устремленного вверх взгляда».
В 1634 году талантливая художница Юдит Лейстер уже управляла собственной студией, где обучала несколько учеников. В одном из сохранившихся документов упоминается ее судебная победа над Франсом Халсом, который переманил одного из ее учеников, нарушив правила гильдии и лишив художницу платы за обучение. Многое догадок было высказано о характере их отношений, но доказательств почти нет. Известно лишь одно: они были серьезными конкурентами.
Два года спустя Лейстер вышла замуж за художника Яна Минсе Моленара. Вместе они растили пятерых детей. Лейстер активно продавала картины мужа, а ее собственные произведения стали менее масштабными и сосредоточились в основном на цветочных натюрмортах. После смерти художницы в 1660 году многие работы Лейстер были либо забыты, либо ошибочно приписаны Моленару.
В 1892 году британский арт-дилер Томас Лоури, не подозревая ничего неладного, приобрел картину Франса Халса под названием «Пирующая пара» (1630). Казалось бы, обычная сделка, но вскоре она обернулась настоящей сенсацией.
На картине была изображена розовощекая пара, весело играющая музыку и выпивающая в таверне. Однако, когда Лоури решил очистить работу, его ждало удивительное открытие. Под ногой одной из фигур он заметил загадочную подпись другого художника: буква L торчала из витиеватой буквы J, чуть ниже падающей звезды — символа, известного как визитная карточка Лейстер.
Шокированный Лоури немедленно подал на продавца в суд. Это дело вызвало огромный резонанс в художественных кругах и дошло до голландского коллекционера и историка Корнелиса Хофстеде де Гроота. Де Гроот провел тщательное исследование и подтвердил, что эмблема действительно принадлежала Лейстер. Суд постановил снизить первоначальную продажную цену в 4 500 фунтов на 25 процентов.
Этот случай не только позволил Лоури частично вернуть свои деньги, но и открыл глаза на множество других подделок. Де Гроот идентифицировал еще семь картин, ошибочно приписанных Халсу. Историки и коллекционеры были ошеломлены: сколько еще шедевров скрывается под чужими именами?
В 1926 году было найдено еще 35 картин, которые оказались работами Лейстер. И если верить недавним исследованиям, нас ждут новые открытия в мире искусства. История с «Пирующией парой» стала лишь началом великого расследования, которое продолжается и по сей день. Юдит Лейстер оставила значимый след в истории искусства, но ее наследие долгое время оставалось в тени, только благодаря современным исследованиям мы можем по достоинству оценить ее вклад и талант.
Титры
Текст подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично».
Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды.