5 фото
«Я командовал подводными силами в 1910 году… В течение 4 лет все наши усилия были посвящены постройке кораблей, способных действовать далеко в открытом океане, и обучению личного состава из пылких добровольцев, которые будут сражаться на этих лодках в военное время».
Адмирал флота сэр Роджер Кийз, 1939 г.
«Кийз превратил программу строительства лодок в настоящее дерьмо».
Адмирал сэр Джеффри Лейтон, 1961 г.Царь Соломон говорил: "Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю - пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице "
Я бы к этому добавил еще одну вещь - прихотливые извивы человеческой глупости. Еще раз обращаясь к древней мудрости, на этот раз русской: Дурак завяжет – и умный не развяжет. Если бы глупость была видна всем, было бы намного легче жить. К сожалению глупость часто прячется за логикой и здравым, вроде бы, смыслом.
То, о чем я вам хочу рассказать, это пример, когда, казалось бы, разумная идея привела к потере массы денег, и что важнее, человеческих жизней. Я расскажу вам о глупости, упрямстве, боязни потерять лицо, героизме и самопожертвовании. О том, что создавать трудности и героически их преодолевать умеют не только в России.
***
Осенью 1914 года одно слово "подлодка" вызывало панику и в английском Адмиралтействе (военно-морском ведомстве), и на английских же кораблях. Немецкие перископы мерещились адмиралам даже в прудах возле Букингемского дворца.
Неудивительно. Перед войной (которая началась 28 июля 1914 года) Адмиралтейство не уделяло особого внимания субмаринам, считая их оружием крайне ограниченным. Немцы считал по другому и с началом войны дали британцам прикурить. В сентябре-октябре произошел целый ряд удачных нападений немцев на британский флот. Их апофеозом был широко известный случай, когда 22 сентября немецкая подводная лодка U-9 потопила аж три броненосных крейсера в течение часа.
Теперь английский флот прятался от реальных и воображаемых немецких субмарин, а на Адмиралтейство нашло подлодочное помешательство.Первый Лорд Адмиралтейства (читай, морской министр), не кто иной, как сэр Уинстон Черчилль, впервые озаботился наличием у Британии подводного флота.
А ведь еще несколько лет назад все было лучше. Первым Морским Лордом (командующим флотом) был Джон Фишер, считающийся в наши дни самым выдающимся в Англии морским деятелем после адмирала Нельсона.
В тринадцать лет он ушел на флот, участвовал в Крымской, Опиумной войнах, еще нескольких операциях. С 1886 года делал административную карьеру. С 1904 года, собственно, Первый морской Лорд.
На посту он был ярым сторонником технических новшеств. Считается отцом дредноутов (линейных кораблей нового поколения), сторонник перехода кораблей на жидкое топливо и, что нас больше всего интересует, развития подводных лодок.
Был, кстати, в близкой дружбе с У. Черчиллем, хотя у них была солидная разница в возрасте. Фишер завершал свои письма другу весьма, хм, оригинально «Твой, до превращения в пепел», или «Твой, пока уголь не даст ростки», или «Твой, до замерзания ада». Тогда в таких обращениях не видели ничего такого.
Пройдет время, и Черчилль скажет: «К сожалению, настанет день, когда ад замерзнет, уголь даст ростки, а дружба превратится в пепел».
Tertiusfilius ©
Подробнее https://www.yaplakal.com...