"Один за всех и все — за одного! ", или — дорогами мушкетёров
28-10-2024, 09:50 30
А вчера мы побывали на очень интересной выставке, проходившей в Музее военной формы, посвящённой мушкетёрам — «Один за всех и все — за одного», приуроченной к 180-летию с момента выхода книги А.Дюма «Три мушкетера» и 45-летию легендарного советского фильма «Д’Артаньян и три мушкетера».Сам музей военной формы — достаточно молодой, он создан в 2019-м году посредством Российского военно-исторического общества. А выставка мушкетёрская открылась 12 октября, и поверьте мне, она стоит того, чтобы её осмотреть. Ведь все мы зачитывались этой книгой, а уж советский мюзикл с его песнями знали наизусть))
Если бы музей и выставку нужно было описать одним каким-то словом, я бы сказала — атмосферные. Ты словно оказываешься в реалиях мира Дюма с его шпагами, кинжалами, веерами и интригами))
Нам повезло: экскурсию по выставке нашей группе провёл нам руководитель музейно-выставочного департамента Российского военно-исторического общества Антон Алексеевич Глинкин. Он — ходячая энциклопедия по миру Дюма и его героев, рассказал нам историю самого Дюма-отца, и — перешёл к знаменитой книге, всколыхнувшей мир.
На входе в музей нас встретили вот такие фигуры: это костюмы явно 19 века, причём его конца, знала я даже до того, как глянула на обозначенный срок на табличке — 1870г.
А выставка мушкетёров встретила нас вот таким их портретом, где я пыталась угадать дАртаньяна — и угадала не с первого раза ( Портос, как самый толстый — самый правый, Атос — второй слева. Остаются двое: парень со шпагами и самый худощавый юноша в середине). В общем, д Артаньян — как раз самый худощавый, второй справа, в со шпагами слева — Арамис.
И, конечно, тут были эскизы костюмов к фильму: например, самая левая, в чёрно-сером — Миледи, справа — Констанс, а в середине, видимо, герцог Бэкингем))
Были тут и сами костюмы: вот я стою с костюмом дАтаньяна- Боярского. К сожалению, не подлинником со съёмок фильма, а с его копией 2008 года ( из фильма «Возвращение мушкетёров, или сокровища кардинала Мазарини», но всё равно, очень точно выполненной копией.
Костюм Портоса-Смирнитского тоже копия, и тоже точная, а узнаваем по шляпе, которую Портос носил именно так. Кстати, Смирнитский не был настолько толстым, как требовалось к съёмкам, и сам рассказывал мне, как костюмеры подкладывали ему подушку вместо живота))
Тут же можно было поразглядывать и мушкетёрские сапоги с их большими отворотами и тупыми носами.
А мы, между тем, следовали дальше, и конечно, взгляд цеплялся за оружие. Вопреки обыкновению брать копии, на выставке представлено подлинное оружие XVII века, и частично - оригинальный реквизит со съемок советского фильма.
Например, вот эту шпагу с золотым эфесом после фильма подарили режиссёру Георгию Юнгвальду -Хилькевичу, сейчас она представлена из его личной коллекции. И ещё ( что интересно), клинки шпаг киношных мушкетёров были рапирные, и — заточенные. Почему так сделали, непонятно, но видимо, в кадре должно было быть всё натуральным.
А вот и ещё шпаги, которые на фотке получились бледноватыми: тем более нужно идти и смотреть их вживую, разглядывая красивые эфесы, навершия, сияющие клинки.
Мушкеты, ружья, сёдла — да чего тут только не было!
Между прочим, выставка тем более ценна тем, что одновременно с французским тут показано и русское оружие того времени.
А вот эти ножнички с перламутровыми ручками — милая штучка для дам! Только вот пара движений, пара крючков — и ножницы лёгким движением руки превращаются в острый стилет. Таким могла воспользоваться Миледи для своих шпионских целей!
Хотя, пожалуй, больше всего мы залипали на алебардах))
Фотозона тоже порадовала: здесь можно было у искусственного камина засняться в шляпе и накидке мушкетёра короля — или гвардейца кардинала! Сын чётко выбрал плащ мушкетёра.
А сама я, видимо, гвардеец)) Впрочем, шляпы тут тоже можно варьировать, есть ещё и красный вариант.
Но — к делу. Залов несколько, вернее — вся выставка являет собой проход между стеллажами с экспонатами, и костюмы мушкетёров и платья дам вписываются в эти бесконечные изгибы и повороты выставки.
Вот вариант мушкетёра с мушкетом. А что в другой руке? Подставка для мушкета!
Гвардеец кардинала помимо красной котты показывает и красные чулки с ботинками.
Интересно сделано: стеллажи с экспонатами прозрачные и через них можно увидеть следующий зал. Среди экспонатов запомнился вот этот сундук. Крепкий, металлический, сундук-казна — весил больше 100 кг, не так-то просто украсть такую казну!
В бело-серой гамме представлены костюмы из фильма про мушкетёров 2008 года. По мне, достаточно интересная разработка!
Костюм вельможи той эпохи.
Платье дамы: разумеется, костюмы киношные, сделанные сильно «по мотивам» костюмам эпохи мушкетёров.
Ещё один костюм — вариант мундира.
Мне ещё понравилось, как сделана возможность для посетителей выставки посидеть. То есть лежат мягкие подушки, на которых изображено сено: вроде как садишься на тюки с сеном — истинный 17 век))
В чём, на мой взгляд, сильная сторона выставки? Здесь даётся сравнение киношного образа ( на многочисленных экранах представлены кадры из фильма) с реальными историческими портретами: вот так, на портрете выше, выглядела настоящая Анна Австрийская — не Алиса Фрейндлих. Но мне кажется, Алиса на неё похожа.
А вот король Людовик XIII-й на круглолицего Олега Табакова не похож ни разу: он как раз худощавый брюнет.
А вот кардинал Ришелье, он же Арман дю Плесси похож...вернее, на него похож Александр Трофимов))
Масса фактов из фильма, масса экспонатов, масса историй — и выставка невольно переносит нас во времена съёмки фильма, возродившего для нас образы мушкетёров. И как же здорово было перенестись в эти времена, вспомнив ещё раз любимых персонажей!
Да, вот эта скульптура присутствует здесь неспроста. Этот памятник 4-м мушкетёрам — в натуральный размер, конечно — теперь стоит в Гаскони. Ну и четверо героев похожи на персонажей нашего, советского фильма — это ли не здорово?