28 октября исполнилось 100 лет со дня рождения Майи Туровской. Она была одним из самых проницательных и неангажированных интеллектуалов ХХ века.
Раньше я говорил, что, мол, «Майя Туровская – это «наша» Сьюзен Зоннтаг». Ничего подобного. При вполне сравнимом блеске стиля Майя Туровская стоит на пару голов выше, чем Зоннтаг. Туровская – умнее и, как я говорил, неангажирована (в отличие Зоннтаг, охотно игравшей в «гошистку»).
Когда она умерла, Ямпольский написал: «Я не знаю коллег, которые бы не восхищались и не любили ее. Тем более поразительно, до какой степени ее интеллектуальное наследие было и остается невостребованным. Эта невостребованность, даже своего рода одиночество, сопровождали ее все последние годы». Проблема была в том, что её уровень был недостижимо высок для её коллег. Впрочем, почему «был»? Он и сейчас чересчур высок. Я в своё время купил сборник статей (хороших) «Женщина-убийца в кино» (это на немецком, не ищите) только потому что там была статья Туровской о никому (кроме её и меня) не понравившемся фильме Киры Муратовой «Перемена участи». Кто, кроме Туровской, мог бы написать эту статью? Никто. Даже Дёмин не смог бы... А Дмитриев просто не захотел бы.
Майя Туровская стала звездой узкого круга советских интеллектуалов (не интеллигентов, у тех другие путеводные огни) после совместной работы с Юрием Ханютиным (это тот, который автор монографии «Реальность фантастического мира») и Михаилом Роммом над фильмом и книгой «Обыкновенный фашизм». Фильм выпустили (и он сразу стал культовым), книгу запретили, а понимающие люди оценили масштаб Туровской. «Обыкновенный фашизм», помимо аналитических, памфлетных и прочих важных аспектов, оказался практическим применением эйзенштейновского метода «монтажа аттракционов». До этого фильма считалось, что «методом» мог работать только сам Эйзенштейн, что, мол, это не «метод», а индивидуальная фишка большого мастера. Туровская, Ханютин и Ромм ппродемонстрировали, что «метод» реально работает.
На мировом же уровне Майя Туровская стала сенсацией в 1971 году, после выхода книги «Герои безгеройного времени», где анализировала феномен масскульта, игнорируя моду на идеи Адорно и вступая в диалог с Вальтером Беньямином, который к тому времени был подзабыт и переоткрыли его лишь двадцать лет спустя после «Героев». В числе прочего, Туровская провела деконструкцию образа Джеймса Бонда с точки зрения классического психоанализа и объяснила феномен его популярности. До Майи Туровской этого не делал никто. Статью Туровской тут же перевели на все значимые языки мира и внимательно проштудировали.
Но, как мне кажется, статья Туровской об «агенте 007» была использована лишь как шпаргалка для работы над последующими фильмами серии. Серьёзно подумать над работой Туровской не так и не удосужились.
Это печально. Майя Туровская была «мастером восхождения к вершинам» в эпоху, культивировавшую «спуск на дно». В своих книгах о Бабановой, о Брехте, о Тарковском она распахивала двери, открывала горизонты, но никто так и не пошёл по этим новооткрытым путям. Тем не менее, я верю, что её время ещё впереди. Рано или поздно, но её книги будут прочитаны ещё раз. И будут восприняты как стартовый импульс для рывка в будущее.
Подробнее https://alexander-pavl.livejournal.com/266280.ht...