Пока есть время, надо написать и мой отчет о Зиланте.
Вопреки своим правилам, я начну с "ненра". Идем в группу и читаем слоган: "Зиланткон. Другой мир". Так вот, этого "другого" мне явно недодали. Когда в 90-е народ ездил на игры-конвенты в джинсах и футболке, это объяснялось тем, что наряд/доспех собрать сложно. Сейчас для этого надо просто пошевелить мозгами и мышкой: хоть на Алишке купить за копейки, хоть напрокат взять, хоть одолжить, я уж молчу про "сделать". Но нет, большинству пофиг. Большинству! - и это очень ранит. (Хоть бы скидку на взнос делали тем, кто в костюме...)
На этом фоне украшением Зиланта стала площадка Древнего мира - римляне и египтяне, не говоря уж о площадке фей Тари и Фьеллы, "Хоббичей норке" Тимпы и Импы и "Восточной площадке". При этом очень обидно, что феям не дали помещения - уж они бы его оформили! - а так они таскали свое волшебство на себе и развешивали каждый (!!) раз в новой комнате.
...а ведь когда-то мы хотели сделать на Зиланте конкурс интерьеров, м-да.
Сам формат Зиланта без коллективного проживания имеет свои достоинства и свои недостатки. Достоинство - конвент стал более совместим с жизнью (причем не с "реальной", а с физической): стало можно спать от пяти и более часов в тишине того места, где ты поселился, а раз нет бессонных ночей, то и нет необходимых для них куболитров алкоголя, включая крепкий и очень крепкий. За этот Зилант я видела только троих просто пьяных и ни одного в зюзю пьяного. Но, обратной стороной медали... именно это стихийное общение, концерты под лестницей, гитара по кругу составляют если не суть, то важную часть конвента, мне их недодали. Да, я знаю, что Крыс ночи напролет пел в спортзале... но когда тебе еще ехать через полгорода, то... В общем, додал мне "Знак Ветра", который устроил шикарнейший классический концерт под лестницей как раз после закрытия - и это было вахЪ!
На этом фоне - надо удивляться и радоваться, что ко мне на ночной концерт пришло человек 10. Первая ночь, основная масса народа еще не приехала вообще, а кто был - уехали спатеньки.
О концерте - мы с Фьеллой наконец сделали "Сказки Кота-Людоеда" с арфой, мне не хотелось делать концерт-лекцию, мне хотелось творить волшебство голосом (микрофон был отменным), так что я внезапно уложилась в полчаса. Понравилось, хочу повторить.
О полезном и приятном. Рассказ Ульдора про предысторию Великого Княжества Литовского (и да, вопрос о том, насколько "в науке считается" былинный Волх историческим Всеславом Полоцким - и кто, всё-таки, поименно та "внаука"). Знакомство с издательством "Полынь" - там явно много ХОРОШИХ книг, и то, что это фэнтези, - не главное их достоинство. Знакомство с Анной Сешт, о которой можно сказать примерно то же, надо читать, надо общаться. Кошка Сашка - спроси меня, чем хороши ее песни, - я не отвечу, но местами просто до слез. Концерт Линди - на какой-то момент мне показалось, что я снова в том Эгладоре, который еще в библиотеке Нескучного сада.
Вечер эльфийской песни: бочка меда и ложки дегтя. Бочка меда - это Элгелэ, абсолютно волшебный голос, который обтекает тебя со всех сторон, мурашки по коже, чудо как оно есть... Всё, что исполняла она или с ее участием, было нечеловечески прекрасно. Еще одна девушка, я не знаю имени, - стройная, рыжекудрая, в зеленом платье, - тоже. А вот остальное... ребята, чтобы это было эльфийским, мало озвучить текст на квэнья. И уж совсем кошмаром, извините, была Линн. Я к ней очень хорошо отношусь, но, кажется, я должна быть той, кто прямо и публично скажет: ее на сцену пускать НЕЛЬЗЯ. Это не игра на арфе, это разрозненные звуки, бессмысленно и мучительно из арфы извлекаемые; это не пение на квэнья, это коряво произносимые нерусские слоги. Я бы очень советовала Линн сначала петь под лестницей - там ТРУДНЕЕ держать аудиторию, чем со сцены, и это лучше любого урока научило бы ее, как надо петь и музицировать.
Третий день, "Северное сияние". Вообще-то Тари меня просила надеть "Дух Леса", но я настолько привыкла ходить в нем на работу, что он мне изрядно поднадоел ;)) В итоге мы решили, что я выгуляю сие бирюзовое чудо, которое, если внимательно посмотреть, является зимним вариантом "Духа", но с учетом всех ошибок, которые есть в "Духе" (всё-таки моя первая работа такого типа). Коронная фраза третьего дня: "Теперь вы понимаете, что вчера я была в цивиле, а в прикиде я - сегодня!" (Первые два дня я носила свою стилизацию модерна, в которой хоть в театр, если без диадемы, эгрета и боа.)
Моя лекция "Трудно быть эльфом", которую уместнее было бы назвать "Быть эльфом - нормально". Часа этак два в общей сложности, я опоздала на концерт Скади из-за нее, то есть из-за себя :))) Аудитория внабивку, всё как обычно. Я некоторым образом тоже менестрель, потому что я уже четвертый раз на Зиланте делаю лекцию примерно про одно и то же, и полный сбор, чуть не стоят. Ну, вечные песни о главном, да.
Концерт "Скади и Локи" - ну, "вулкан как вулкан". А потом было "Древнее золото", и там было много прекрасных старых песен, но, увы, в финал поставили Сказочника. Почему "увы"? - да потому, что последние годы Сказочник бешено загоняет темп песен, и если на своих он под давлением слушателей хоть как-то научился этого не делать, то на чужой... ой, ой. Он взял "Пьем за вожака" и загнал так, что буквально проглотил половину слов. Я просто оставлю здесь ее текст, чтобы все увидели, что это реально преотличнейшая песня, которую испортит только худшее исполнение, какое я когда-либо слышала. И то, что это исполнение от очень хорошего автора, делает ситуацию еще более обидной.
Недолгий век бродяги обрывается в пути
Оле-лей пьем за вожака
Не нужно торопиться чтобы к финишу прийти
Оле-лей пьем за вожака
Терпению вассала есть положенный предел
И лошадь сбросит седока
Но каждый из бродяг живет как сам того хотел
И оле-лей пьет за вожака!
Турниры и охоту мы постигли с малых лет
Оле-лей пьем за вожака
И врядли остановит нас какой-нибудь запрет
Оле-лей пьем за вожака
Да, нас забудут дамы и найдут себе других
Что с этикетом ладят, а пока
Мы прорубаем в чаще дорогу для своих
И оле-лей пьем за вожака
С собою трудно сладить и забыть свою любовь
Оле-лей пьем за вожака
Себя ты не постигнешь, сколько глазом ни буровь
Оле-лей пьем за вожака
Пусть смотреть противно на избранника ее
Не дрогнет в воздухе рука
Когда своим друзьям ты полный кубок подаешь
И оле-лей пьешь за вожака
За нами остаются пепелища от костров
Оле-лей пьем за вожака
Ты нас найдешь свободно если к этому готов
Оле-лей пьем за вожака
Но если вдруг пришелец нам измену занесет
Стрела догонит чужака
А менестрель опять нам эту песенку споет
И оле-лей пьем за вожака!
Ну а потом был четвертый день, и я, лихо подкатив на таксишке, обнаружила, что мне навстречу идет много-много народу. И сие было бы вельми приятственно, аще они шли бы, дабы меня приветствовать... но они-то шли потому, что разъезжались уже! И тут земля закачалась под моими ногами - потому что я приехала на часовой рассказ про Толкиена и Вторую мировую (презентация "Мифологии Толкина"), а народ уезжает до закрытия. А я зверски боялась опоздать, приехала заранее... брожу по пустому лекторию, выхожу в фойе общаться и ацццки боюсь, что на меня не придет вообще никто, что я зря согласилась поставить доклад прямо перед закрытием, что это провальное время... Часы тикают 16.00, у меня 1 (прописью: один) человек. Ну да не впервой одному читать, я начинаю... а народ начинает подтягиваться. Минут 15 я говорю про книгу в целом, за это время половина стульев уже занята... ооо, можно жить... я продолжаю, и народ продолжает, так что примерно к середине собственно доклада свободных стульев не было ни одного. Уф.
Ну а потом закрытие, а дальше вместо мюзиклов я предпочла общаться и слушать под лестницей. Нет, пели хорошо, просто мне это было не в тему совсем. И не только мне: после закрытия в зале осталась едва ли четверть народу, причем они ушли именно с мюзиклов, а не из ДК.
И да, из событий забыла упомянуть ночные контрдансы. Там были какие-то совершенно необычные, в Москве таких не танцуют. Особенно вынес мозг "англез", когда первый кавалер набирает на карточках (!!) на планшет (деревянный, а не то что вы подумали) шесть фигур из шести пачек карточек - и вот что набрал, то все и танцуют. Крышеснос полный, особенно когда это ночь конвента. Хачуышо.
Вот как-то так. Перечислила не всё и не всех, но общая картина такова. Кажется, раньше я писала более восторженные отзывы, но не потому, что раньше трава была зеленее, а Зиланты лучше, просто раньше мне остро не хватало всего того, ради чего и ездишь на конвенты, а сейчас - эта моя работа, это моя повседневность, поэтому эйфория ушла, и в целом это хорошо.
Я нисколько не жалею, что поехала, я поеду снова, если смогу, я буду рада помочь с исправлением тех косяков, о которых здесь написала.
Подробнее https://alwdis.livejournal.com/1719242.html?m...