Иногда действительно лучше промолчать, чем ляпнуть какую-нибудь несуразицу. Или сойти за умного, как гласит народная мудрость))). А вот когда это становится образом жизни...
Новый спектакль театра «Шалом», премьера которого состоится сегодня вечером (08.11.24), поставлен по пьесе турецкого драматурга Тунджера Джюдженоглу. Называется он «Лавина». Жители горной турецкой деревушки, затерянной на склонах не то Каппадокии, не то ещё где-то, девять месяцев в году живут в постоянном страхе. А ещё в молчании. Потому что боятся схода лавины. Ведь согласно общепринятому мнению, человеческий крик способен обрушить на всё, что расположено в долине, смертельные тонны снега. И, хотя уже давно доказано, что ни крик человека, ни выстрел из ружья, ни даже гул самолёта не способны вызвать схода лавины (это происходит исключительно в силу естественных природных условий), жителям деревни об этом никто не рассказывал. Они живут в своём мире, погружённом на девять месяцев либо в молчание, либо в шёпот, чтобы всего на три месяца вернуться к полноценной, радостной жизни, в которой есть место празднику, веселью, крикам. В которой есть место деторождению. Потому что рожать детей в деревне разрешено лишь в те три месяца, когда на склонах гор нет снега. Ведь в процессе родов и мать, и дитя непроизвольно кричат...
Девять месяцев жёсткой аскезы, табуированного проявления эмоций, животного страха. Девять месяцев — именно тот срок, что необходим, чтобы выносить дитя. И всего три месяца, чтобы произвести его на свет, порадоваться этому и уехать из родных мест, потому что жить с маленьким ребёнком в условиях молчания невозможно. Так деревня постепенно теряет своё население, однако старейшины продолжают соблюдать установленные много лет назад правила. И вот с одной из жительниц случается страшное — преждевременные роды! На целый месяц раньше! Её судьба — быть замурованной в гроб и похороненной заживо вместе с ещё не родившимся ребёнком. Иными словами — родить в гробу и умереть.
Страх — ужасная штука. В спектакле не раз повторяется идея, что он парализует способность мыслить. Когда человек чего-то не может понять, он начинает этого либо бояться, либо ненавидеть. По мне – и ненависть, и страх суть одно и то же. Когда боишься кого-то – ненавидишь его. Именно ненавидишь, а не уважаешь! Пытаешься себя убедить, что уважаешь, а на самом деле тихо ненавидишь. Таким образом, ненависть – порождение страха. Так среди жителей деревни рождается ненависть к жизни. Страх смерти убивает как ещё не начавшиеся жизни, так и подчинившиеся стадному инстинкту давно уже длящиеся. Вспоминая старый фильм Фассбиндера «Страх съедает душу», убеждаешься в этом ещё раз — бездушные люди готовы уничтожать всё вокруг себя, потому что страх уничтожил в них всё человеческое. Живые мертвецы управляют жизнью живых...
Безусловно, содержание и скрытые подтексты пьесы можно приводить в параллели политического плана — хоть современной Турции, хоть России, советской или современной, хоть нынешних США или Евросоюза, разглагольствовать о «свободе слова», о «демократии» и прочих утративших смысл понятиях. Однако всё это слишком поверхностно. Потому что главная проблема человека — он сам. Не политики, не старейшины и не что-то ещё. Мы привыкли перекладывать ответственность с самих себя на всех вокруг. Хотя нужно всего лишь заглянуть себе в душу и спросить себя — правильно ли я живу? О том ли я молчу? И о том ли хочу закричать? Вот когда человек будет способен договориться с самим собой, сказать самому себе правду и признать её, тогда и лавин не будет. А перед героями пьесы стоит выбор — нарушить ли правила, бросить ли вызов «лавине», отринуть ли страх перед тем, чего, возможно, и нет? Это всё о внутренней гармонии, которая может настать даже в смерти, если потребуется. Вот об этом спектакль.
Благодарю администрацию театра «Шалом» и редакцию ЖЖ за приглашение на предпремьерный показ!