В российский прокат вышла «Любовь Советского Союза» — ретромелодрама продюсера Константина Эрнста, сюжет которой основан на биографии кинозвезды Валентины Серовой. О том, каким получился фильм, в котором Серова стала Ковровой, а ее муж Константин Симонов — Кириллом Тумановым, рассказывает «Лента.ру».
Важнейшим событием в жизни пионерки Вали Лактионовой было вручение Сталину букета цветов на первомайском параде. Потом Валя (Ангелина Стречина) выросла, стала актрисой театра и кино, неведомым образом влюбляющей в себя простых зрителей и, скажем, героя войны в Испании летчика Коврова (Кирилл Кузнецов), который поспешил взять ее в супруги. Счастье долгим не стало: Ковров летал с женой на самолете над Красной площадью, а впоследствии разбился. Тут Валю начал осаждать начинающий драматург Туманов (Роман Васильев), которого она сначала одела как следует и заставила написать для себя пьесу, а позже проводила на войну. Там Туманов сначала пропал без вести, а потом написал стихотворение «Жди меня». Пока возлюбленный отдавал долг Родине, на Коврову положил глаз генерал Павловский (Игорь Петренко), но Туманов вовремя вернулся домой. Кончилось все хорошо.
Известно, что писатель Константин Симонов лишь один раз вмешался в подготовку к съемкам поставленного по его повести и сценарию фильма Алексея Германа «Двадцать дней без войны» — когда Алла Демидова пришла пробоваться на роль Ники, придав себе внешнее сходство с Валентиной Серовой. Брак Симонова и Серовой — один из мифов советского времени, подаривший миру стихотворение «Жди меня» и чудовищно травмировавший как самого писателя, так и его музу.
Когда стало известно о запуске в производство «Любви Советского Союза», посвященной сердечным делам вымышленной звезды сталинской эпохи, естественным образом казалось, что речь пойдет о главной актрисе того времени — Любови Орловой. На это, в конце концов, указывало даже название. Однако заголовок картины оказался обманным маневром. Героиня Софьи Эрнст, списанная с Орловой и носящая фамилию Соколова, здесь действительно появляется, но всего минут на пять — пожалуй, лучшие в фильме. Выход русской Марлен Дитрих связан с опасным походом к гадалке (в этой роли великолепная Елена Морозова). Здесь «Любовь Советского Союза» ненадолго становится похожа на ретрофильмы Джеймса Грэя — «Роковую страсть» и «Затерянный город Z». В последнем медиума, кстати, играла советская звезда другой эпохи — Елена Соловей.
Весь остальной хронометраж «Любви Советского Союза» отдан под цветастую сусальную панораму тридцатых-сороковых в фирменном исполнении Первого канала
Временами даже кажется, что из-за угла вот-вот выйдет Андрей Смоляков в шляпе майора Черкасова из сериала «Мосгаз». Впрочем, с точки зрения экранной хронологии он в тех же декорациях будет действовать чуть позже.
Настоящая биография Валентины Серовой в таком антураже, вероятно, смотрелась бы особенно пронзительно. Харьковское детство, исправленный Валей Половиковой ради актерской карьеры год рождения, роман с летчиком-героем Серовым, погибшим до рождения первенца. А дальше — встреча с Симоновым, выславшим сына Серова из дома, увядающая карьера, алкоголизм, смерть в разграбленной собутыльниками квартире. Для фильма с названием «Любовь Советского Союза» и премьеры в «Октябре» с антикварными автомобилями, ряженой массовкой и эскимо для гостей такая история, конечно, не подходит.
Впрочем, и куда более близкий к фактической биографии сериал Юрия Кары 2005 года «Звезда эпохи» тоже ругали за отступление от правды жизни (фамилии там, кстати, тоже поменяли: Серова стала Седовой, а Симонов — Семеновым). Здесь для порядка стоит отметить, что художественное кино и не обязано показывать, как все было на самом деле, особенно в эпоху пресловутой постправды. Другое дело, что любое произведение такого рода должно предлагать более или менее убедительную версию событий, и вот с этим у «Любви Советского Союза» основные проблемы.
Возможно, дело в долгой разработке. Первые варианты сценария Сергей Снежкин («Похороните меня за плинтусом») и Владимир Валуцкий (сценарист советских «Приключений Шерлока Холмса») писали еще в нулевых. За два года у картины сменилось три постановщика — на место Дмитрия Иосифова пришли Никита Высоцкий и Илья Лебедев. Быть может, свою роль сыграло и то, что съемки полнометражного фильма шли одновременно с работой над сериалом, в котором обещана «совсем другая история». Однако как бы то ни было, но факт остается фактом: «Любовь Советского Союза» — это помпезная и пустая картина, ровным счетом ничего не сообщающая ни об эпохе, ни о своих героях.
Любовь, что бы там ни думали на Первом канале, — чувство интимное, а значит, по определению индивидуальное. Его экранное изображение требует выразительной детализации, а жанр мелодрамы даже в кино большого стиля предполагает все-таки какую-никакую достоверность. Проблема «Любви Советского Союза» не в том, что она замалчивает ключевые детали биографий и черты характера своих прототипов — в конце концов, на то это и история по мотивам реальных событий, а не «роман с ключом». Беда фильма в том, что, ампутировав у Ковровой и Туманова жизни и судьбы Серовой и Симонова, многочисленные создатели не потрудились придумать им новые. «Любовь Советского Союза» не романтизирует русские тридцатые и сороковые, лишь скачет по верхам: здесь, например, есть по одному эпизоду про зловещего Сталина, репрессии и законы военного времени.
Все эти детали — не слишком старательно нарисованные по памяти обрывки плакатов, которые не складываются не то что в историю, а даже в мало-мальски увлекательный коллаж. В его центре — даже не пустое место, а что-то вроде манекена
Озвученная музыкой будто из новогодней рекламы банка, переполненная глянцевым блеском «Любовь Советского Союза» похожа не на фильм (хотя бы плохой), а на набор нарисованных нейросетью слайдов. И дело здесь не только в привычно дурной актерской игре (и не в том, что здешний Сталин в исполнении Александра Устюгова на голову возвышается над прочими героями), но и в полном отсутствии минимального нарративного усилия. Вся энергия будто бы уходит на смягчение острых углов, обход неоднозначных тем и прочие опасливые маневры. Самые успешные проекты «Дирекции кино» («Высоцкий», «Викинг», «Вызов», «Ирония судьбы 2») можно было не любить, однако они попадали если не в нерв времени, то в какие-то потайные народные чаяния.
Продюсеры Константин Эрнст и Анатолий Максимов всякий раз находили способ сообщить людям что-то о них самих. Что-то такое, что заставляло — нет, не изменить жизнь, но обеспечить сарафанное радио и привлечь людей в кино. «Любовь Советского Союза», кажется, лишена этого прицела — такой проект, наверное, способен захватить телеаудиторию, но в кино ходят за другим. А главное, что в этом фильме совсем не осталось наглости и энергии, отличавших прошлые картины «Дирекции кино». Проще говоря, не «Любовь», а два с половиной часа плохо отрепетированных вздохов на разнообразных скамейках.
Подробнее https://lenta.ru/articles/2024/11/08...