На волне нового интереса к Мирзоеву решила вернуться к его фильму « Как Надя пошла за водкой», чтобы понять , почему подающий надежды режиссер так накосячил с сериалом « Преступление и наказание», ведь может же выдавать качественный кинопродукт .))
Очаровательный артхаус смотрела по совету Нютика . Действие фильма разворачивается в современном «Чеховском» домике, в стремительно ветшающей усадьбе, неотлагательно требующей мужских рук, потому что там живут две почти Чеховские сестры , но в их жизни внезапно появляется блистательный Цыганов, то ли прохвост , то ли прощелыга , то ли современный принц из женской мечты , в которого можно влюбиться с первого взгляда и наповал, вот тока этот принц в хлам пьяный и неуловимо напоминает героя киноленты «Географ пропил глобус» .
Фильм , конечно, на любителя, В его стилистику просто надо въехать. Это ведь типичная трагикомедия абсурда , да еще снятая в улетной манере черного психоделического юмора , когда кажется, что актеры неприкрыто издеваются над зрителем , доводя до гротеска бессмысленность современной жизни и словно пародируя Чеховских и Булгаковских персонажей. К примеру , герой Цыганова временами напоминает то ли Чеховского неудачника Епиходова , с которым постоянно случаются комические неприятности, то ли озлобленного на женщин Иванова , то ли любящего лишь себя Треплева . Когда он открывает за рюмкой чая душу совершенно незнакомой ему, нелепой и блаженной , но трогательно- беззащитной Валентине , начинающей сразу же спасать его от самого себя, улавливаешь отсылку к знаменитым Чеховским диалогам , когда каждый говорит только о себе и при этом никто никого не слышит. Кроме того , этот спивающийся и опустившийся интеллигент в перерывах между запоями , оказывается, пишет роман , что навевает мысль о легкой аллюзии на Булгаковского Мастера , в которого тут же влюбляется современная Маргарита . Эта едва уловимая пародийность на знакомые сюжеты русских классиков делают гротеск ещё более убийственным , а происходящее на экране , очень условным .
Известно, что мужчины не любят , когда их жалеют. А ведь слова « любить » и «жалеть » в русском фольклоре для женщины были едва ли не синонимами . А у неудачника Алексея , напоминающего географа из фильма Велединского , такая мужская харизма , что от его взгляда пробивает даже через экран . )) И играя жалкого ханыгу, он все равно излучает мужественность мегатоннами . Его на самом деле хочется жалеть и спасать. )) В его доме уживаются две женщины : жена , настоящий цербер , и несбывшаяся Мечта, с которой он трогательно разговаривает каждый день и которой ежедневно пишет романтичные письма . Она идиллически является ему совершенно голенькой в кладовке, единственном убежище , где бедолага прячется от жены и где у него заныкана фляжка с водкой. ))
При том, что все герои киноленты выглядят карикатурными и нелепыми , в них есть определенный скрытый романтизм : в душе каждого живет упрямая вера в разваливающийся на глазах обветшалый быт и обветшалый мир. Словно они смотрят сюрреалистические сны, порождающие причудливых химер. «Когда бухаешь -меняется реальность,»- так объясняет герой свои психоделические сны наяву . Как в стихотворении Блока «Незнакомка» , только пьяному поэту является его Мечта, которая кажется реальностью , а реальность напоминает фантасмагорию. И полное отсутствие у героев киноленты личного счастья , превращение собственной жизни в насмешку над самим собой неожиданно звучит щемящей лирической ноткой. Могу сравнить впечатление от фильма с покупкой новой кофточки. Сначала увидела ее в магазине , потрогала и подумала : ничосе кофточка и спокойно пошла дальше. А когда зашла в магазин в следующий раз и снова ее увидела, то уже не могла глаз оторвать, такая она загадочная и неповторимая , и совершенно не похожа на других кофточек . )) Да как я могла ее пропустить? Да в этой кофточке ! Да все мужчины просто поумирают , когда увидят меня в ней, особенно поумирает Иванушка- дурачок, который тока притворяется дурачком, а на самом деле умный же мужик. ))
И игра Цыганова в фильме однозначно зачетная. Весь диалог с Валентиной , тем более с глубинным подтекстом , -это просто шедеврально смешно в основном из- за его игры. Он там такой помятый , потрепанный и прикольный , настоящий шукшинский Чудик. И все герои фильма чудики. И отдельный шедевр — сцена в кладовке. Там , наверное , вся съемочная группа в полном составе угорала. Наверняка все ржали как ненормальные от его игры. У мужчины вполне может быть натура Барона Мюнхгаузена , который по жизни балагур и харизматичный обманщик . И другим никогда не станет. И ему важно, чтобы женщина поняла это и приняла его таким. Смотришь фильм , видишь боль в глазах актера, пронзительно играющего потерянного и эксцентричного Иванушку , и не знаешь смеяться или плакать . Наверняка с мужской точки зрения явная несправедливость : такое ничтожество, а бабы на этого пьяницу гирляндами вешаются. )) Так в чем секрет этого современного Иванушки- дурачка , ведь такая роль явно не вписывается в его личность. Ему бы Иваном- царевичем быть , а он Ваньку ломает .) Что происходит с современными мужиками , почему некоторые по жизни выбирают себе жалкое амплуа ? Почему мужчины в советских киношках зачастую такие неудачники?
Эпиграфом фильму поставила бы слова классика : То ли чая пойти выпить , то ли повеситься. ) Потому что режиссеру каким- то чудом удалось передать Чеховскую атмосферность.