Пушечные залпы раздаются со стороны Петропавловской крепости, Галерной гавани, Адмиралтейства. По улицам разносится барабанный бой. Звучат колокола, в городе поднимают флаги, а по ночам зажигают факелы. Праздник? Парад? День города? Увы, так в XVII-XVIII веках жителей Санкт-Петербурга предупреждали об отнюдь не радостном событии — грядущем наводнении. Один из самых разрушительных потопов в истории города случился ровно 200 лет назад, в ноябре 1824 года. Учёные Лаборатории ЖЖ
lj_lab решили выяснить, как сейчас обстоят дела с водной стихией в городе на Неве.
Санкт-Петербург (45,9 тыс. упоминаний в блогах ЖЖ за последний год) изначально был тесно связан с водой: о наводнениях (6,4 тыс. упоминаний) в этой местности есть заметки в старых финских хрониках, да и Пётр I мечтал сделать город похожим на Венецию и Амстердам — с каналами и красивыми набережными. Отчасти замысел императору удался, но в то время не могли оценить, насколько сильным может быть разгул стихии. Дело в географическом положении: осенью в Атлантике пробуждаются циклоны (2,5 тыс. упоминаний), которые порождают волны, а те идут в Балтийское море, попадают в Финский залив (478 упоминаний), а потом в Неву (3,9 тыс. упоминаний). В результате уровень воды в реке сильно повышается, а город грозится превратиться в Атлантиду.
Современники писали, что в XIX веке не все горожане сразу понимали опасность: несмотря на предупредительные сигналы, люди стремились на улицы — посмотреть на необычное явление. Свидетелем наводнения 1824 года был, к примеру, поэт АлександрГрибоедов (551 упоминание), которому пришлось поднимать ценные вещи в доме все выше и выше и пережидать самый опасный момент чуть ли не на крыше.
Пушкин во время знаменитого наводнения 1824 года был вдали от столицы — в ссылке в Михайловском. Но это не помешало ему описать события в поэме «Медный всадник» (243 упоминания) так, будто он вместе с главным героем метался по городу в поисках спасения.
Затопления (4,2 тыс. упоминаний) продолжались и позже: вода сносила деревянные постройки, гибли люди и животные, сотрудники музеев сушили экспонаты, развесив их во дворах. Ущерб городу наносился вплоть до 2011 года, когда открылся Комплекс защитных сооружений (5 упоминаний), в который входят дамбы (3,2 тыс. упоминаний). Решение о строительстве в районе Кронштадта (2,2 тыс. упоминаний) было принято ещё в 1979 году, но много времени ушло на проведение коммуникаций, трудности в «лихие 90-е» и споры с экологами.