19 ноября МТС Банк, за которым мы следим с момента IPO, раскрыл результаты за 3 квартал и 9 месяцев 2024 года, а также рассказал об обновлении стратегии на встрече с аналитиками и инвесторами. Разберем отчетность и стратегию в деталях.
Несмотря на рост ставок ЦБ и ужесточение макропруденциальных требований по розничным кредитам, банк демонстрирует неплохое сочетание роста и прибыльности при хорошем качестве доходов:
• ROE за 3 квартал = 18%, а за 9 месяцев — 19,3%. Чистая прибыль за 9 месяцев выросла на 7,5% г/г. до 11,9 млрд рублей, снижение за квартал на 20,7% произошло за счет высокой базы 2023 года.
• Чистые процентные доходы за 9 месяцев увеличились на 21,8%, а за 3 квартал — на 28,3%, благодаря росту розничного кредитного портфеля и увеличению доли высокомаржинальных продуктов.
• Чистые комиссионные доходы и прочие непроцентные доходы снизились год к году в 3 квартале, а за 9 месяцев видим рост на 30% г/г. Основной драйвер — рост в сегменте повседневного банковского обслуживания, сегментов переводов и платежей, мобильной коммерции и продаж страховых продуктов.
Теперь самое интересное — обновленная стратегия до 2027 года.
Банк пытается найти способы сохранить темпы роста портфеля и поддержать ROE при высоких ставках и в неблагоприятной регуляторной среде. Базовый сценарий стратегии (более консервативный, чем прогноз ЦБ) — выход среднегодовой ключевой ставки на уровне более 20% в 2024 году и постепенно снижение до 11,5% в 2027 году.
План действий банка прост: нужно диверсифицировать бизнес-модель и расширить количество инструментов привлечения клиентов и монетизации наработанной клиентской базы.
Приоритет №1 — транзакционный бизнес, который должен стать ключевым генератором непроцентных доходов. Сюда относится продвижение карточных продуктов в партнерстве с МТС, развитие платежных сервисов и трансграничных переводов. Также транзакционные продукты должны увеличить долю текущих счетов в пассивах банка, чтобы снизить стоимость фондирования.
Еще один фокус — сервис рассрочки BNPL, через который планируется привлекать клиентов так же, как сейчас банк это делает через POS-кредиты. За счет интеграции с платежным сервисом МТС Pay и наличия предварительно одобренных лимитов на 40 млн заемщиков в России банк хочет завоевать рынок рассрочки при покупках в маркетплейсах. По оценкам менеджмента, число партнеров, использующих продукт, должно вырасти с примерно 100 в 2024 году до почти 800 к концу 2027-го.
В-третьих, бизнес планирует расширять линейку продуктов и оптимизировать баланс и структуру доходов за счет выдачи более коротких кредитов с меньшей средней суммой, что должно снизить нагрузку на капитал и повысить прибыльность в текущих регуляторных условиях.
В результате МТС Банк планирует расширить клиентскую базу в 2-3 раза до 6,5-8,5 млн человек к 2027 году, нарастить чистую прибыль в 2-2,5 раза за этот же период и выйти на ROE в диапазоне 20–25% с потенциалом дальнейшего роста до 30%.
Дополнительно топ-менеджмент подтвердил планы по дивидендам — в 2025 году на дивиденды может быть направлено 25–50% чистой прибыли 2024 года.
С учетом устойчивости результатов, здоровой генерации капитала и прогнозов компании по ROE и росту текущая оценка по мультипликатору P/BV на уровне ниже 0,6х выглядит явно заниженной. Если менеджмент выполнит заявленные цели, инвесторы, которые обратят внимание на этот дисконт сейчас, могут получить действительно высокую доходность на длительном горизонте.
Подробнее https://smart-lab....