Немного предыстории: "Мертвая женщина играет на скрипке" вторая часть трикнижия, объединенного под общим названием "Трилогия Кобольда". Тот же герой Антон Эшерский шесть лет спустя после событий "Календаря Морзе", живет с женой Мартой и дочерью Настей не самую яркую жизнь 33-летнего мужика без больших денег и особых перспектив. С Мартой любви нет, да изначально и не было, их брак был спасением тульпы, которое, в свою очередь, помогло решить вопрос с удочерением девочки - биологически Настя дочь Антона от любимой женщины Ани, но в его жизнь вошла уже десятилетним ребенком.
Не спрашивайте, там довольно сложно и напрямую связано с пространственно-временной аномалией, частью которой был город Стрежев. Впрочем, сказавши "А", нужно говорить и "Б", попробую объяснить. По сути, Настя ребенок, абортированный в основной, но родившийся и подросший в альтернативной реальности книги, а Марта - созданная жгучим желанием молодого музыканта сестра-близнец, такая материализация чувственной идеи, вроде той, что мошенник-Калиостро предлагал молодому помещику в фильме "Формула любви". Создатель оказался не готов к постоянному присутствию в своей жизни куда более талантливой сестры, и однажды просто выгнал ее, которую Антон подобрал как бездомного котенка. На новом месте у них сложилась совсем неплохая жизнь: муж снова стал военкором, мультиинстументалистка жена играет тут и там, девочка подрастает.
Однако, незадолго до начала событий романа, Марта объявляет, что устала жить без любви, уезжает со своим оркестром в гастрольную поездку, откуда просит не ждать ее. По времени это совпадает с увольнением Антона - в новой реальности военная журналистика не нужна, уступила место пресс-релизам минобороны. Одновременно с этим активируются службы опеки, которые пытаются забрать у героя дочь: люмпен без работы и стабильного дохода с отбывшей неизвестно куда женой не может воспитывать девочку-подростка (да неужели?) Но в реальности книги роль цифры больше, чем в той, что дана нам в ощущениях, там на дорогах сплошь беспилотники, дальнобои упразднены как класс, бигдата следит за тобой похлеще Большого Брата, а маленькому человеку, попавшему в жернова Системы и думать не стоит о "побарахтаемся".
Тем не менее, Антон сопротивляется, кстати же, ему приходит предложение работы фихтером от корпорации Кобальт - создателей самой продвинутой на сегодняшний день операционки, которую травят гиганты рынка, но сарафанное радио передает слухи о быстродействии дряхлого железа, пересаженного на "кобольда", о поразительной совместимости всей периферии без установки дополнительных драйверов и эмуляторов - из уст в уста. Вдобавок у них есть такая фича, как вирпы - анимированные виртуальные помощники, как если бы Алиса в вашем телефоне или компе жила не только голосом, но эдакой фривольной феечкой, если вы мужчина или бодибилдером/ретомбатлером/суперменом - если женщина. Короче: читали "Владыку ледяного сада" Гжендовича, поймете, а если нет - почитайте.
Что за работа такая "фихтер"? Типа "создатель реальности" но по сути синекура, чуть ли не тестировщик встроенной игры с занятостью пару часов в день, платят однако неслабо и можно бы расслабиться. Но злодеи, пытающиеся отнять дочь, все злее. Антон с Настей спешно выдвигаются в сторону городка, откуда в последний раз приходили сообщения от жены и мачехи - найдя Марту, можно будет противостоять соцконтролю крепкой ячейкой. В городке герои внезапно оказываются в доцифровом оазисе, а боевик превращается в подростковый хоррор с древним злом в могильниках и пропадающих из детдома детях. о которых тотчас забывают все, включая друзей и родственников.
Обильные отсылки к мокрецам Стругацких и не менее обильные девы, пытающиеся обаять героя крепкими грудями, татуированными лобками и всяким таким, положения не спасают. Дыры в повествовательной логике разрастаются до размера пропастей, куда безвозвратно ухает божественная легкость первой книги, оставляя впечатление шага назад. Что ж, дам этому шанс, осталось "Время Кобольда", третья книга.