Бертолуччи. «Последний император» и «Маленький Будда»
21-11-2024, 13:09 11
Два этих фильма относятся ко времени так называемого «космополитического периода» Бертолуччи, когда чувак разобиженный итальянской критикой переехал в Англию и переключился на так сказать, общемировую тематику. В данном случае, а это вторая половина 80х, в сфере интересов лежали Китай, Тибет, буддизм и т. п.
«Последний император» «The Last Emperor» 1987 год. Грандиозный историко-драматический эпик о жизни последнего императора Цин Пу И, обошедшийся в рекордные для британского фильма 80х, 24 млн баксов. Говорят что Джереми Томас буквально по справочнику выискивал возможных инвесторов. Основу сценария составила собственно автобиография самого Пу И и книга воспоминаний его младшего брата Пу Цзе. В связи с этим, общий исторический тон фильма получился здорово перекошенным в сторону сочувствия правителя марионеточного Манчьжоу-го, многие исторические факты были искажены или просто затерты. Между тем, проект удивительным образом оказался поддержан тогдашним китайским правительством. Бертолуччи даже разрешили снимать внутри Запретного города (это был первый подобный случай), причём предоставили внушительную массовку из 20000 военнослужащих. Всё это явно говорит о начале «новой китайской политики» формировавшейся с середины 80х.
Если говорить о форме, то «Последний император» пожалуй можно считать самым сбалансированным фильмом Бертолуччи по его же сценарию. Чередование исторических эпизодов с флешбеками выглядит безупречно в смысловом плане. Причём всё это подчёркнуто аудио-визуально, цветовой гаммой и т. д. Сцены в Запретном городе с малолетним императором, реально выглядят «дорого-бохато». Вот только выходки Пу И откровенно приуменьшены, например никак не представлены его дикие например садистские издевательства над слугами. Отношения императора со своими двумя жёнами намеренно романтизированы, например известно что там вообще никакого секса не было, ни то что «секса на троих».
То что касается военных преступлений. Из эпизодов допросов Пу И в китайской тюрьме, даже в очень смягченном виде ясно что «клиент» врёт, изворачивается и выглядит крайне вяло. Бертолуччи явно старается «бить на жалость», в угоду властям перекладывая всю ответственность на Чан Кайши и немного на японцев. В итоге создаётся некое грустно-ностальгическое настроение где сам Пу И предстаёт жертвой обстоятельств и вызывает чуть ли не жалость. Вот эта крайняя политическая аморфность придала картине замечательную популярность по всему миру. Награды в Британии, Европе, Японии, 9(!) Оскаров, неплохая касса. Всё это придало второе дыхание затухающей славе Бертолуччи. О его следующем фильме «Под покровом небес», я уже упоминал в этом обзоре, а вот о «Маленьком Будде», надо сказать отдельно.
«Маленький Будда» «Little Buddha» 1993. Картина опять же по сценарию самого Бернардо (ох уж эти литературные амбиции), надо полагать, является данью увлечения буддизмом головного мозга «сеньора итальянского космополита». Всё тот же Джереми Томас на этот раз расстарался и собрал аж 34 млн. Роли исполнили, кроме постоянных актёров итальянца, Бриджит Фонда, Крис Айзек (получил золотую малину) и молодой Киану Ривз в роли Сиддхартхи Гаутамы Будды(!). Можно с уверенностью предположить, что проект задумывался как невероятно эпичный и пафосный, но получилось то что получилось.
Начнём с того, что основная сюжетная линия выглядит крайне неестественно, примитивно в назидательном тоне. Речь вообще идёт о Ламаизме. Тибетские Ламы, рассеянные по Гималаям китайцами (это подчеркивается), ищут по всему миру реинкарнацию своего высокопоставленного Ламы Дордже и находят её в простом мальчике по имени Джесс из Сиэтла. Они заявляются в семью ничего не подозревающих пиндосов и выкладывают всю «правду-матку», причём реакция родителей на весь этот цирк, невероятно спокойная. Вместо того что бы послать непрошенных «цыган» куда подальше, они начинают усиленно штудировать книжки по буддизму. И вот тут начинается вторая сюжетная линия, тупо иллюстрирующая основы буддизма, т. е. собственно каноническое житие Гаутамы Ривза. Бесспорно снято всё красочно, но уж слишком методично, и производит впечатление теле-реконструкции от BBC.
Лично мне фильм в целом показался слащавым и популистским, а некоторые особенно приторные моменты, вспоминались исторические факты по истории Тибета, когда монахи замуровывали своих врагов в пещерах, с целью соблюсти принцип буддийского запрета на убийство, ведь замурованные умирали сами, не правда ли? В общем картина не зашла не только мне, её захейтили по всему миру (кроме Тибета, там её не видели ввиду отсутствия кинотеатров). Так что творение буддиста-любителя Бернардо, грохнулось в прокате как медный тибетский таз в ущелье. Джереми Томас был очень недоволен.