В мире случаются атмосферные явления, которые будучи изображёнными, выглядят фантазией художника. Глядя на пейзажи Михаила Спиридонова, возникает вопрос – вымысел это или действительность? При всей неправдоподобности сюжетов, создаётся ощущение некоей реальности. Но это реалии иного толка, скорее это медитативно-духовная визуализация окружающего нас мира. Творчество Спиридонова лишено признаков национальной идентичности, оно взывает к общечеловеческим ценностям. Композиции вселенского масштаба напоминают далекие Галактики, сияющие в бесконечности космического пространства.
Таинственное сияние сквозь листву деревьев, сумрачное небо, светящееся изнутри, иногда, яркий луч света, освещающий верхушку дерева или угол дома, пепельный свет луны, – своя, особая аура пространства холста – характерная черта творчества Михаила. Необычные оптические эффекты, игра света и тени, присущие сумеречному зрению отличают его произведения.
Пейзажи Спиридонова отличает лиричность. Поэзия звучит в самих названиях картин: «Вечерний палисад», «Наслаждение одиночеством», «Душная ночь», «Вхождение в белое пространство», «Состояние внутреннего света», «Пастушья песня», «Ностальгическое путешествие». Картина «Преображение» (1994–1998) свидетельствует, что поэзию можно творить не только на бумаге, но и на холсте:
И как туманом одевает лица,
И слово замирает на устах,
И кажется — испуганная птица
Метнулась в вечереющих кустах.
О. Мандельштам «Мой тихий сон, мой сон ежеминутный...»
Хочется особо отметить «музыкальность», произведений Спиридонова. Глядя на картины Михаила в памяти всплывают ноктюрны Ф. Шопена, токкаты И.С. Баха. Взгляд на живопись сквозь призму музыки - расширяет границы духовного зрения, помогает прочувствовать картину, так как корни музыкальности лежат во всеобщей гармонии Мира. Проникновение музыки в живопись сказывается в ослаблении изображения, в неопределенности предметного мира. Одновременно с этим возрастает роль колорита, как носителя эмоционального, музыкального начала. Живопись Спиридонова создает не только необычайно красочный эффект, но и обладает фактурной и цветовой вибрацией, движением, что вносит в его произведения категорию «Время».
«Музыкальность» творчества Спиридонова подчеркивается философским строем произведений, философией экзистенциализма, в которой человек через одиночество пытается осознать себя, и определить свое место в мире. Экзистенциализм обосновывает одинокую личность как образцовую. Именно в фатуме одиночества, человек способен обрести внутреннюю целостность. «Мир дольний и мир горний» предстает перед взором. Мир дольний существует для того, чтобы человек уединился и удалился от людей. Мир горний – мир духовной Гармонии, существует для передачи гармонии мира людям, живущим в долинах. Маленькие фигурки людей и животных в пейзажах Михаила, всего лишь стаффаж, едва заметный зрителю на фоне пейзажа вселенского масштаба. Стаффажные элементы создают лирическое настроение, обогащают смысловой контекст произведения. В противоположность окружающей их обстановке люди, намеренно изображенные символически, напоминают нам о незначительности человека и подчеркивают тщетность усилий противостоять могучим силам природы.
Также нельзя не упомянуть еще один «знак», часто используемый автором в композициях. Дом, как символ, воссозданный по «чертежам» воспоминаний художника. Символ одиночества и возвращения, дом - то растворяется в туманной дымке, почти сливаясь с пейзажем, то нарочито ярко освещенной плоскостью стены вырывается из глубин пространства.
Пейзажи Спиридонова напоминают о Зоне из фильма «Сталкер» Андрея Тарковского. Художник, подобно сталкеру, выступает в роли проводника по Зоне своих внутренних исканий и воспоминаний. И эта Зона порождает ощущение таинственности, тревожит сознание и одновременно сулит надежду.