Существует расхожее мнение, что мужчины — более талантливые художники, чем женщины. И можно сколько угодно утверждать, что талант не знает пола, всегда найдётся некто «особенно осведомлённый», который приведёт в доказательство своей теории мужского превосходства засилье мужских имён в мире искусства.
А что, если принять как данное, что наше видение и знание чего-то часто формируется под воздействием некоторых факторов, которые мы до определённого этапа в своей жизни не склонны ставить под вопрос?
Например, если у нас есть доступ всего к одному источнику информации (скажем, мы дети и слушаем только своих родителей), нужно приложить массу усилий, чтобы обратить собственное внимание на малодостаточность этого источника. Сомневаться в правильности вбитых в голову утверждений — болезненный процесс. Поведенческая модель «плыть по течению» часто кажется более удобной и простой. И мало кому охота думать об опасности утонуть в этом течении из-за элементарной невозможности выбраться на берег перед лицом надвигающейся угрозы.
В общем, давайте уже перестанем быть теми, кто просто плывёт и начнём задавать неудобные вопросы. В историю искусства вошли сотни имён потрясающе талантливых людей — как мужчин, так и женщин. Чем чаще из нашей жизни исключаются люди, преследуемые по какому-то внешнему или внутреннему признаку, тем беднее и аморальнее становится общество со всеми вытекающими. История жизни Луизы Муайон — прямое тому доказательство.
Разнообразие и свобода слова, свобода вероисповедания или образа жизни — ключ к развитию здорового и морально и физически богатого общества. Как же начать улучшать свою картину мира без явного деструктива по отношению к себе любимому?
Видимо, научиться искать ответы даже на самые неудобные, «бесячие» вопросы.
Первый из них: почему женщины действительно были и остаются меньшинством в мире профессионального искусства?
Луиза Муайон
Как часто вам уже приходилось слышать о человеке по имени Луиза Муайон (Louyse Moillon)? При этом она стоит, вполне заслуженно, в ряду «старых мастеров» 17-го века. Её картина «Продавщица фруктов» — блестящий пример тонкой живописи, за которую Муайон получила большое признание ещё при жизни, будучи совсем молоденькой девушкой.
Долгая и богатая событиями жизнь художницы характеризовалась политическими и религиозными потрясениями во Франции XVII века.
Даже король Англии Карл I и король Франции Людовик XIII были поклонниками её работ и приобретали их для своих частных коллекций.
Луиза Муайон — была и остаётся одной из самых известных французских представительниц натюрмортной живописи.
Как и большинство женщин-художниц, заслуживших своё место в ряду старых мастеров живописи, она происходила из семьи живописцев и была их самым важным членом.
Ответ на «неудобный вопрос» Nr.1:Вплоть до начала 20го века женщины не имели права обучения в государственных художественных академиях. Даже в прогрессивной Франции 19го века так называемые женские академии предоставляли женщинам возможность уроков с обнажённой натурой только с одетыми, часто детскими моделями. Обучение художественному ремеслу было зачастую возможным только для тех женщин, которые родились в семье художников. {1}
Не было бы счастья...
Судьба Луизы во многом похожа на судьбу другой известной художницы того времени — Марии Сибиллы Мериан. Луиза, как и Мария, родилась в семье художников, в возрасте девяти лет лишилась отца — влиятельного художника — и, благодаря не менее влиятельному отчиму-художнику получила художественное образование внутри семьи. Позже, как и Мария, Луиза осталась без мужа и была вынуждена не только заботиться о семье, но и элементарно о её физическом выживании в буквальном смысле слова. Но, обо всём по порядку.
Муайоны — родители Луизы — были набожными гугенотами, и девочка выросла в районе Сен-Жермен-де-Пре, анклаве протестантских беженцев из южных Нидерландов. Среди них было много художников, которые обогатили мир французской живописи и принесли в Париж традицию голландского натюрморта.
Хотя в то время французская Королевская академия не считала натюрморты престижными, торговля ими процветала на голландском рынке, и богатая парижская буржуазия проявляла огромный интерес к этому жанру.
Отец Луизы, Николя Муайон (Nicolas Moillon, 1555–1619), был пейзажистом и портретистом, членом влиятельной академии Acadmie de Saint-Luc, а также весьма успешным предпринимателем — торговцем произведениями искусства. Волею судеб Луиза оказалась самой известной художницей из семерых детей в семье. {2}
Сначала Луиза училась у своего отца, но после его смерти её отчим, богатый художник Франсуа Гарнье (Franois Garnier, 1600 – 1672), которого называли в то время «Почётным гражданином Парижа» взял на себя дальнейшее обучение девочки и поощрял её стремление к изучению жанра натюрморта. Судите сами, какое влияние Франсуа оказал на свою приёмную дочь:
Расцвет творчества
В 1630 году умирает и мать Луизы. Девушке всего лишь 20, но она уже успешно продет свои работы и считается одной из самых талантливых и продаваемых художников своего окружения.
Чрезвычайно элегантный стиль художницы характеризует французское и голландское влияние: большое внимание к деталям и грамотные контрасты светлого и тёмного в работах.
На картинах Луизы Муайон преобладают чаши и корзины с великолепно уложенными аппетитными, зрелыми фруктами, разложенные овощи и вазы с цветами. Но именно она была одной из первых, кто стал сочетать натюрморты с фигурами, как, например, в столь же реалистичной и очаровательной картине «Продавщица фруктов». {4}
Годы между 1630 и 1640, к которым можно отнести и эту картину, были самым важным творческим периодом художницы. После 1640 года, когда она вышла замуж за богатого торговца древесиной Жирардо де Шанкура (Girardot de Chancourt), происходившего из бургундской гугенотской семьи, её творчество пошло на спад, и не только по семейным, но и по политическим причинам Луиза была вынуждена отказаться от искусства. {4} К вопросу о том, насколько людям удаётся оставаться вне политики, особенно когда она бьёт по ним в нокаут.
Ответ на «неудобный вопрос» Nr.2: Часто именно женщины-художники вынуждены отказываться от художественной карьеры в угоду семьи. Ведь, похоже, ни одному мужчине в мире не приходилось жертвовать карьерой из-за отцовства.
Вынужденный закат
Королевский эдикт Фонтенбло 1685 года {5}, отменивший свободу вероисповедания и резко ограничивший права французских протестантов (гугенотов), сильно ударил по семье Жирардо. Ведь по сути дела сам король дал разрешение на беззаконие и жестокий произвол во французском обществе.
Было не только разрешено, но даже приказано разрушать храмы гугенотов и их школы. В VII статье эдикта говорилось: «Мы запрещаем допускать что-либо и сколько-нибудь похожее на уступку в пользу реформатской религии». А там трактуйте, как хотите: убивайте, грабьте, насилуйте.
Католическое духовенство осыпало короля похвалами и поздравляло с совершением великого благочестивого дела. Да уж. Государство — не попа короля, но многие упорно путали и путают эти две «вещи» и как целовали, так и целуют, мягко говоря, не те места. В первую очередь в целях личного обогащения, разумеется.
В итоге от этого «великого действа» обеднела, обескровила только Франция: в упадок пришло всё — от науки и образования до торговли с последующим драматичным упадком уровня жизни.
Напомню, что на дворе был 17 век, но это не помешало сотням тысяч людей пуститься в совершеннейшую неизвестность и покинуть Францию. Только в Лондоне того времени появились более 30 кальвинистских церквей, а Англия, Пруссия {6} и Нидерланды стали одними из самых влиятельных стран того времени. Не в последнюю очередь благодаря богатым и образованным эмигрантам, занимавшим в том числе и высокопоставленные позиции во Франции. Более серьёзного удара по собственной стране Людовиг XIV вряд ли мог придумать.
В адрес членов семьи Луизы тоже посыпались угрозы и оскорбления. Ее муж остался верен кальвинизму и был заключен в тюрьму, в которой, судя по всему, погиб. Двое детей, возможно, включая саму Луизу, бежали в Англию, остальные были отобраны у родителей и насильственно обращены в католицизм.
Многое говорит о том, что Луиза Муайон была вынуждена вернуться во Францию и уйти в так называемую «внутреннюю эмиграцию». Вполне вероятно, что жертва эта была принесена во имя детей и заключённого в трюме мужа. Она умерла в Париже в 1696 году в преклонном возрасте 86 лет, и хотя была погребена по католическим традициям, оставила в своём завещании намёк на её истинную жизненную позицию. Формулировка завещания Луизы Муайон настолько двусмысленна, что не указывает причину актов насилия, совершенных против отступников, а скорее свидетельствует о ее приверженности своей вере. Она благодарит Бога за то, что он «позволил ей родиться в его церкви и придерживаться христианской религии» («a fait natre en son Eglise et persvrer en la religion chrtienne»).
До наших дней сохранились всего около 40 работ художницы, которые относятся к числу одних из самых ценных наследий прошлого. Работы этой выдающейся художницы находятся в Лувре в Париже и Музее изящных искусств в Страсбурге.
Ищите ответы на неудобные вопросы. Они открывают глаза на так многое, позволяющее нам увидеть этот порою несправедливый, но прекрасный мир совершенно другими глазами.