Паника, давка, шок. Российский самолет загорелся при посадке в Турции. Почему это произошло и может ли такое повториться?
Сегодня, 11:44 1
В аэропорту Антальи в Турции аварийную посадку совершил самолет российской авиакомпании «Азимут», в результате чего загорелся один из двигателей. Представители перевозчика утверждают, что инцидент связан с плохими погодными условиями, однако авиационные эксперты указывают на технические проблемы с бортами Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100). Аналогичная трагедия, унесшая жизни 41 пассажира, случилась в Шереметьево в 2019 году. О том, можно ли считать самолеты SSJ-100 проблемными и как часто с ними происходят поломки — в материале «Ленты.ру».
Sukhoi Superjet 100 совершил жесткую посадку в Анталье из-за сдвига ветра
Вечером 24 ноября узкофюзеляжный самолет SSJ-100, летевший из Сочи в Анталью, столкнулся с неблагоприятными погодными условиями и совершил жесткую посадку в аэропорту назначения. После приземления у лайнера повредился один из двигателей и самолет охватил пожар.
Как сообщили в авиакомпании «Азимут», грубая посадка произошла из-за сдвига ветра. «Командир принял решение об эвакуации по надувным трапам. Пассажиры благополучно доставлены в аэровокзал. Пострадавших нет. В настоящее время авиакомпания «Азимут» готовит резервный борт для отправки обратного рейса А45052», — говорится в официальном заявлении перевозчика.
Во время эвакуации началась давка из-за забиравших личные вещи пассажиров
Всего на борту, по данным авиакомпании, находились 79 пассажиров. По информации Минтранса Турции, в самолете были 95 человек, из них шестеро — члены экипажа.
Пассажиры, покинувшие самолет, сообщили, что во время эвакуации в салоне началась давка, поскольку некоторые туристы пытались забрать с багажных полок личные вещи и затрудняли выход. При этом после эвакуации многие возмущались, что в салоне остались деньги и телефоны, которые им пообещали вернуть, однако авиакомпания долгое время не выходила на связь.
Пассажиры ожидали дальнейших инструкций несколько часов. Сначала их на несколько часов разместили в зоне выдачи багажа, где сидячих мест не хватало. Чтобы люди не лежали на полу и багажных лентах, глубокой ночью их отвели в кафе и предложили поесть бургеры. Там путешественники смогли уложить детей спать на стульях.
Сперва операторы горячей линии предлагали им самим искать представителя «Азимута» в аэропорту, а затем на помощь пришли сотрудники другого перевозчика и сопроводили к представителям МИД России. К решению проблемы также подключилось Генконсульство России.
В результате часть пассажиров покинула аэропорт, а часть — осталась ждать багаж, который им выдали только спустя восемь часов после посадки. Сейчас всех туристов расселили по гостиницам и предоставили питание. Дипломаты также помогли урегулировать вопрос пропуска на территорию Турцию 10 россиян, которые в результате пожара остались без загранпаспортов.
СК возбудил уголовное дело из-за возгорания SSJ-100, а пассажиры готовятся подать коллективный иск к авиакомпании
Россияне с загоревшегося SSJ-100 сообщили, что собираются подать коллективный иск к авиакомпании «Азимут». Они пожаловались, что перевозчик не смог предоставить им организованную помощь после случившегося.
«Никого русскоговорящего из сотрудников не было. Мы остались одни, ходили по аэропорту в шоке. Мало того что это все пережили, а это было страшно, и к нам такое было отношение, что мы вообще были никому не нужны», — возмутилась одна пассажирка.
Хотя «Азимут» запустил горячую линию, по словам россиян, там им только советовали искать представителей авиакомпании в аэропорту.
При этом Следственный комитет России уже возбудил уголовное дело из-за возгорания самолета SSJ-100 в аэропорту Антальи. По предварительным оценкам, ущерб составил не менее миллиона рублей.
Расследование проводится по части 1 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта). Согласно пресс-релизу СК, следователи осмотрели места вылета самолета в аэропорту Сочи. Была изъята документация, назначены судебные экспертизы.
У загоревшегося Superjet 100 неоднократно возникали проблемы во время рейсов
В «Азимуте» заявили, что грубая посадка самолета произошла из-за сдвига ветра. По неофициальной версии, лайнер мог удариться левым крылом о взлетно-посадочную полосу при приземлении, из-за чего в двигателе произошла течь топлива. После второго удара начался пожар. В пользу этого предположения говорит и то, что пассажиры почувствовали два жестких толчка.
Кроме того, в результате приземления у самолета была повреждена стойка шасси. При этом Telegram-канал Aviaincident утверждает, что посадка произошла без существенных отклонений по технике пилотирования. Самолет однократно отделился от ВПП, после чего экипаж «досадил» его.
В то же время выяснилось, что загоревшийся борт «Азимута» с названием «Волга» был выпущен и поступил к перевозчику в 2017 году. В последний раз его проверяли за 26 дней до происшествия. Тогда лайнер совершил экстренную посадку в московском аэропорту Внуково и повредил створки шасси. Проверка в итоге не выявила дефектов.
По данным Telegram-канала Shot, за год этот самолет пять раз прерывал взлет и возвращался на стоянку. Так, 21 сентября 2023-го в лайнере сработала система индикации состояния двигателя, из-за чего вылет прервали в авиагавани Пскова. Через пять дней отправление из аэропорта Минеральных Вод пришлось откладывать из-за некорректной работы двигателя. Еще один возврат на стоянку произошел в декабре в Сочи и 7 сентября 2024 года в Минводах.
Уточняется, что у российского SSJ-100 выявляли и другие проблемы. Например, 20 июня 2023-го у него отказал правый двигатель на рейсе из Алма-Аты в Минводы. В тот момент пассажиров на борту не было. А 9 мая 2024-го экипаж докладывал о неработающем генераторе на рейсе из Петербурга в Калугу. Тогда пилоты ушли на запасной аэродром во Внуково.
Еще один Superjet-100 авиакомпании «Азимут» совершил аварийную посадку в этот же день
24 ноября произошел еще один инцидент с самолетом Sukhoi Superjet 100 российской авиакомпании «Азимут». Лайнер, летевший по маршруту Минеральные Воды — Уфа — Красноярск, совершил аварийную посадку точке назначения.
Пилоты подали сигнал об аварийной посадке из-за неисправности гидравлики передней стойки шасси. Superjet 100 приземлился в Красноярске в 11:45 по местному времени, никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал.
Пилотов SSJ-100 допрашивает полиция
Известно, что самолетом «Азимута» управлял командир воздушного судна Владимир Чернов. Ему помогали командир-стажер Андрей Прядкин и второй пилот Дмитрий Подрубилин.
Пилоты Sukhoi Superjet 100 ограничиваются сдержанными комментариями. Андрей Прядкин, с которым удалось пообщаться журналистам, сообщил, что «все хорошо, все живы и здоровы». Он добавил, что официальную информацию по инциденту предоставит авиакомпания.
Сейчас экипаж Superjet 100 допрашивает полиция и авиационные власти. В ближайшее время также показания дадут диспетчеры, которые вели самолет и передавали данные о погоде.
Заслуженный пилот России назвал возможные причины инцидента с SSJ-100 в Анталье
По словам заслуженного пилота России Виктора Саженина, к инциденту в анталийском аэропорту могла привести как ошибка пилотов, так и проблемы с самим самолетом. «Я думаю, тут и то, и другое, -- добавил летчик. -- Однако давайте не предвосхищать события и говорить о точной причине до тех пор, пока не расшифруются средства объективного контроля (СОК). Потому что так делать нельзя».
Тем не менее, он отметил, что о технической исправности самолета и его крепкости тоже можно порассуждать. «Если от грубой посадки лопается топливный бак, это ненормально. Прочность воздушного судна должна быть такой, чтобы этого не происходило. А когда лопается бак и топливо попадает на горящие части двигателя, то здесь, конечно, возможен пожар, который и произошел», — уточнил Саженин.
Более того, как указал заслуженный пилот, во время посадки в авиагавани был сильный сдвиг ветра. Возможно, и он мог помешать самолету благополучно приземлиться в турецком аэропорту. Но это лишь одна из версий.
«Что касается безопасности полетов на "Суперджетах", то этот самолет имеет сертификаты для перевозки пассажиров, поэтому каких-то серьезных неисправностей у него не должно быть априори, -- продолжил Саженин. -- Воздушное судно получает допуск для перевозки пассажиров, значит он удовлетворяет всем нормам летной годности, как и любой другой пассажирский самолет. Неважно "Суперджет" это, Airbus или Boeing».
Летчик подчеркнул, что у Boeing часто отрываются колеса, обшивка и двери. Тем не мнее он проходит все испытания, которые положены для этого типа воздушного судна, и получает сертификат. «В целом есть целый перечень технических неисправностей, с которыми самолет выпускается на базу, с нее или даже для выполнения короткого рейса, -- пояснил заслуженный пилот. -- Такое правило существует».
Аналогичный инцидент с возгоранием самолета SSJ-100 уже случался в 2019 году
Самый громкий инцидент с лайнером Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) произошел в московском аэропорту Шереметьево в 2019 году. 5 мая воздушное судно вылетело из Москвы в Мурманск, но почти сразу же из-за возникших на борту технических неполадок вернулось в авиагавань и при грубой посадке загорелось.
Из находившихся на борту 78 человек 41 не выжил (40 пассажиров и 1 член экипажа). Сам самолет частично разрушился и сгорел.
Расследование причин катастрофы провела комиссия Межгосударственного авиационного комитета. В ее отчете говорилось, что после попадания в SSJ-100 молнии — на фюзеляже были обнаружены характерные повреждения — у самолета отключился автопилот и была нарушена связь. Кроме того, в документе отмечалось, что замечаний от экипажа по работе систем воздушного судна в предыдущем полете не было.
Специалисты также выяснили, что при приземлении самолет совершил три касания о взлетно-посадочную полосу — к третьему основные стойки шасси уже были частично разрушены.
В отношении командира воздушного судна Дениса Евдокимова было возбуждено уголовное дело по статье о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации судна воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц. Мужчина не признал вину в нарушении правил полетов. По его мнению, к катастрофе привела «некорректная» реакция самолета на действия ручкой управления во время посадки.
20 июня 2023 года суд приговорил Евдокимова к шести годам колонии-поселения. С него взыскали 2,5 миллиона рублей в пользу двух потерпевших и запретили на три года занимать должность пилота.