В 1859 году в тихом и спокойном губернском городе Рязани случилось поначалу вроде и небольшое, но, как потом оказалось, весьма важное событие. Славные ребята из общества Московско-Рязанской железной дороги начали прокладывать «чугунку» от Москвы до Рязани, чтобы потом тянуть ее дальше по огромной стране.
Главными акционерами этой концессии стали замечательные персонажи времен железнодорожных миллионов: Павел фон Дервиз и Карл фон Мекк. Оба имели нужные связи, чтобы получить господдержку на свои затеи, оба успешно порезвились на строительстве и последующей эксплуатации. Оба заработали миллионы на своих железнодорожных проектах, а заодно успешно «распилили» деньги от продажи Аляски. Потому что их, конечно, нигде не потеряли и не утопили, как порой рассказывают. Миллионы от продажи Аляски пошли, например, на закупки оборудования для железных дорог, в том числе и Московско-Рязанской.
Строительство железной дороги стало исключительно важным делом. Потому что там где она появлялась – возникал и дополнительный повод для промышленного и торгового бума. Там где не появлялась – очень даже наоборот.
Но кроме того и в тех городах до которых постепенно дотягивалась «чугунка» тоже менялась «расстановка» сил. Например, в Рязани первой половины XIX века, согласно мемуарам купца Александра Антонова, работала всего пара галантерейных лавок, продававших товар для шитья и украшения дамских нарядов. К тому моменту, когда заработала железная дорога Москва – Рязань:
«магазинами дамских уборов и модными портными были наполнены Большая и Почтовая улицы»
Надо заметить, что Антонов очень не одобрял владельцев галантерейных лавок. Сам он занимался мучной и хлебной торговлей, владел несколькими лавками, мельницами и салотопенным заводом. То есть, не только перепродавал, но и производством занимался. Галантерейщики же, по мнению Антонова, были «торгаши»: в Москве купили подешевле, в Рязани продали кружева и мишуру втридорога. Да еще и поддельный товар подсовывали, подсовывая медь вместо золота и стекляшки вместо камней.
Так как Антонов был еще и поэт, то он свое мнение по этому поводу выразил стихами:
«…Недаром вы молились Богу,
Толпы рязанских мучников.
Ведут железную дорогу
У здешних Троицких задов.
Теперь адьё мадам Рубцова
С депо корсажей и чепцов,
И с кучей вздора выписного
Ненашев, Фефелов, Фролов.
Довольно вы попировали
За счет бонтонных наших дам,
Довольно золота побрали
За стекла, медь и модный хлам…»
Стихи эти Александр Антонов, правда, не опубликовал, их нашла в архиве историк И.В. Грачева.
Через несколько лет радость Антонова от строительства железной дороги и его прогноз по поводу предстоящего разорения галантерейщиков, можно сказать, сбылся:
«Все ульцы лавки наполняют,
И в оных лавках торгаши
Едва живые прозябают,
Сбирая с публики гроши…»
Привезти по железной дороге товар для галантерейной лавки стало легко и просто, подобных заведений открылось много. Как уже упоминалось выше: «магазинами … были наполнены Большая и Почтовая улицы». При этом население Рязани росло совсем не такими бурными темпами. Поэтому чем больше открывалось лавок с похожим товаром, тем меньше покупателей приходило в каждое из заведений. Вот и получается, что кому-то, как Антоновым с их мучной торговлей от железной дороги была огромная польза. А тем, кто держал лавки с «модными товарами из столиц» пришлось ужиматься, после того как Первопрестольная, да и Петербург стали намного доступнее.