«Мы проигрываем войну на земле» ВСУ теряют все больше территорий в Донбассе. Куда Россия нанесет следующий удар?
Сегодня, 00:01 1
За последние недели линия обороны Вооруженных сил Украины (ВСУ) дала трещину сразу на нескольких ключевых направлениях — от Купянска в Харьковской области до Курахово в Донецкой народной республике. Нехватка резервов с украинской стороны, а также количественное и качественное преимущество российских подразделений вынуждают главнокомандующего ВСУ Александра Сырского все чаще отводить войска с позиций, критически важных для удержания фронта. Положение для Вооруженных сил Украины осложняется и на южном участке, в Запорожской области, где, по некоторым данным, ожидается «дерзкое» наступление российских подразделений. В том, как военно-политическое руководство Украины собирается не допустить окончательного обвала фронта и чего следует ожидать от зимней кампании, разбиралась «Лента.ру».
Новая угроза
К началу очередной зимней кампании Вооруженные силы Украины подходят в удручающем состоянии. Надежда на передышку с наступлением осенней распутицы, на которую делало ставку украинское командование, очевидно, не оправдалась.
Несмотря на проливные дожди, затруднившие маневры на передовой, в ноябре российские подразделения сумели добиться сразу нескольких крупных тактических успехов
Среди них:
оперативное окружение Курахово и прорыв к его центральной части — этот город служил ВСУ мощным укрепрайоном и логистическим хабом;
наступление в районе Великой Новоселки — крупного логистического центра, который российские подразделения не сумели занять в начале боевых действий;
стремительное вклинивание частей группировки «Запад» в Купянск на востоке Харьковской области, который был потерян еще осенью 2022 года; по сведениям украинского аналитического проекта Deep State, российские части даже форсировали реку Оскол;
бои за центральные кварталы и промышленные постройки в двух относительно крупных городах в центральной части Донбасса — Торецке (Дзержинске) и Часовом Яре.
Линия фронта на Украине находится на грани коллапса (...). Российские войска продвигаются вперед самыми быстрыми темпами за последние два года
Всему виной, и в этом мнении сходятся аналитики с обеих сторон конфликта, дефицит резервов, которые могли бы прикрыть образовавшиеся во фронте «пустоты».
Нехватка личного состава окончательно истощила немногие все еще боеспособные штурмовые бригады ВСУ, а пришедшие им на смену спешно набранные и почти необученные части территориальной обороны оказались не в силах сдерживать натиск сколь-либо долго.
Действительно, сейчас самая сложная ситуация за все время с начала конфликта. Причин много: недостаток личного состава, недостаточный уровень подготовки
Андрей Билецкий
командир 3-й штурмовой бригады Вооруженных сил Украины (внесен в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)
И изменений к лучшему, судя по всему, ожидать не приходится.
Более того, как пишет The Economist, очень скоро список горячих точек в зоне боевых действий может пополниться еще одним направлением, речь идет о Запорожской области. По данным источников издания, в ближайшие недели на этом направлении могут начаться активные бои, которые способны передвинуть линию фронта к областному центру.
Когда они будут готовы, первый удар будет самым сильным
Лемберг (позывной)
командир батальона 118-й бригады Вооруженных сил Украины
Командир 3-й штурмовой бригады ВСУ Андрей Билецкий (внесен в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга) также выразил уверенность, что Запорожская область является сейчас чрезвычайно опасным направлением. «Местность там равнинная. Если посмотреть на карту, то больших населенных пунктов почти нет», — отметил он.
Предполагается, что первыми ударами российские войска могут продвинуться к Орехову и Гуляйполю, хорошо укрепленным городам, откуда ВСУ летом прошлого года начинали свое провальное контрнаступление. Следом, пользуясь открытой местностью и отсутствием крупных населенных пунктов, российские подразделения могут начать движение и к самому Запорожью, критически важному для Украины центру тяжелой промышленности.
Останавливать этот натиск Вооруженным силам Украины, как считают аналитики The Economist, будет особенно нечем. А потому главнокомандующий Александр Сырский на этот раз, возможно, предпочтет не рисковать и сделает ставку на полевые укрепления, штурмовать которые будет непросто даже в условиях большого численного перевеса.
Ведь в отличие от обороны городов, где практически невозможно маневрировать и обеспечивать бесперебойное снабжение, защита укрепленных эшелонированных линий с предпольем из минных заграждений куда более надежное решение.
Новые укрепления возводятся кольцами, расходящимися от областного центра. Работа ведется основательно — минные поля, инженерные заграждения и сооружения из бетона и железа
The Economist
британский новостной журнал
Но даже если все действительно так, вряд ли спешно выстроенные укрепления сумеют надолго задержать продвижение российских войск. Дефицит личного состава, исходя из военной теории, почти всегда нивелирует любые преимущества обороняющейся стороны.
Ни инженерные заграждения, ни бетонные бункеры не способны остановить наступление, если в резерве не осталось пехоты, которая будет все это удерживать
«Можем наступать везде»
Хотя рассуждать о наступлении в Запорожской области пока можно лишь гипотетически.
Во-первых, значительная часть российских штурмовых частей все еще участвует в наступлении на юго-западе Донецкой народной республики и контрнаступлении в Курской области. Не задействованной в масштабных операциях остается только группировка «Днепр», дислоцированная в Херсонской области.
Во-вторых, до падения Великой Новоселки, которая прикрывает пути на Запорожскую область с запада, такой прорыв будет сопряжен с большими трудностями. В этом случае российским солдатам придется практически в лоб преодолевать оборонительные линии, протянувшиеся от берегов Днепра через Орехов и Гуляйполе. Наступление же со стороны Великой Новоселки на запад позволит миновать по крайней мере первую из них.
Запорожское направление — видим угрозы, наши силы обороны Украины контролируют ситуацию
Владимир Зеленский
президент Украины
Однако дефицит личного состава в украинских передовых частях, судя по действиям официальных украинских лиц, со временем может несколько сократиться.
Дело в том, что сейчас большую часть мобилизованных, согласно распоряжению Генерального штаба Вооруженных сил Украины, направляют не в действующие подразделения, а в еще не сформированные бригады. По задумке командования, такая мера поможет не только восполнить оперативные резервы, которые в случае нового кризиса можно будет бросить в бой в полном составе, но и обеспечить ротацию разбитым на передовой батальонам и бригадам.
«Для того чтобы закрывать фронт, Вооруженным силам Украины и нужно создавать новые бригады (...). Это логичный способ действий по усилению обороны: когда на проблемных участках фронта есть угроза прорыва, туда переводят подразделения по неатакованным участкам», — утверждал в начале ноября представитель Генерального штаба ВСУ Дмитрий Лиховой.
Простым пополнением терпящих значительные потери бригад тоже нельзя ограничиться, потому что они нуждаются в боевом слаживании
Дмитрий Лиховой
представитель Генерального штаба Вооруженных сил Украины
Иными словами, тяжелое положение Вооруженных сил Украины на большей протяженности фронта не означает автоматического успеха российских подразделений в новом гипотетическом наступлении на широком фронте.
Тактика постоянного давления на украинскую оборону с целью найти и продавить слабые участки, безусловно, приносит локальные успехи. Но штурм протяженных фортификационных линий требует совсем иного подхода и, главное, значительного резерва тяжелой техники и средств борьбы с дронами
БПЛА по-прежнему представляют главную опасность для подразделений, пытающихся начать сконцентрированный прорыв и даже просто сосредоточиться неподалеку от линии соприкосновения.
Направление главного удара
Как полагает военный аналитик, сооснователь информационно-аналитического проекта «Ватфор» Сергей Полетаев, в ближайшие несколько недель российские части действительно могут начать ограниченное по масштабам наступление на север Запорожской области. В разговоре с «Лентой.ру» он оценил шансы прорыва на большую глубину как невысокие, но заметил, что такие меры могут вновь заставить военно-политическое руководство Украины перебрасывать резервы с других важных направлений.
«Скорее я бы ждал на данном направлении наших вспомогательных действий, главное же направление останется тем же, что сейчас: от Курахово — Великой Новоселки на север и запад», — уверен Сергей Полетаев.
На ореховско-запорожском направлении у ВСУ одни из самых мощных укреплений на всем фронте, и они усиливают их еще. За два года украинская сторона сумела построить на этом участке хоть и бледное, но подобие «линии Суровикина». Оно и понятно: от линии фронта до Запорожья меньше 30 километров
Сергей Полетаев
сооснователь информационно-аналитического проекта «Ватфор»
При этом, по словам аналитика, российские подразделения по-прежнему владеют инициативой на всех участках зоны боевых действий, что дает командованию возможность наступать везде, где оно сочтет нужным.
В ближайшее время признаком успеха, как считает Сергей Полетаев, будет рост числа локальных кризисов у противника на ранее спокойных участках. А масштабные операции с прорывом на десятки километров остаются вопросом времени, уверен эксперт.
Прорыв фронта на всю глубину обороны возможен только при общем коллапсе Вооруженных сил Украины, предпосылок к которому в ближайшие месяцы не наблюдается. При этом, думаю, Курская область и южный Донбасс останутся для нас в приоритете
Сергей Полетаев
сооснователь информационно-аналитического проекта «Ватфор»
С ним отчасти согласен и военный аналитик Владислав Угольный. Правда, по его словам, наступление в сторону Запорожья Вооруженные силы России предпримут, продвигаясь через город Покровское в Днепропетровской области (не путать с городом Покровском в Донецкой народной республике).
Наступать на Орехов и Гуляйполе с юга действительно не имеет большого смысла из-за укреплений и минных полей. Однако взятие Великой Новоселки и Курахово позволит наступать вдоль запорожской трассы H-15. Вероятно, направление главного удара придется именно сюда
Владислав Угольный
военный аналитик
Тогда, считает аналитик, российские подразделения не станут пытаться занять Покровск (Красноармейск), как считалось ранее. Огневой контроль над этим городом, а также сковывающие удары в крупных агломерациях, например Торецке (Дзержинске), не дадут ВСУ высвободить значительное количество резервов для контрудара.
Мы вынуждаем Вооруженные силы Украины держать в Красноармейске урезанный по численности корпус, то есть пять-шесть бригад. То же самое в Дзержинске и Часовом Яре. Освобождение Донбасса, конечно, продолжится, но главный удар, скорее всего, придется гораздо южнее