В российском прокате идет «Эммануэль» — новая версия знаменитого эротического сюжета о француженке, познающей новые грани своей женственности в Азии. «Лента.ру» рассказывает о ребрендинге «Эммануэль», который подводит итоговую черту под полувековым периодом сексуальной революции в кино.
26 июня 1974 года во французский прокат вышла «Эмманюэль» Жюста Жакена. Мимо этого факта при разговоре об «Эммануэль» Одри Диван никак не пройти. Полвека назад фильм Жакена не только сделал звездой Сильвию Кристель, но и установил новые стандарты европейской эротики. Собственно обнаженки там было немного, зато та, что была, надежно отпечаталась в памяти зрителей. Стареющие киноведы и сегодня многозначительно перемигиваются, упоминая плетеное кресло, в котором Кристель позировала на одном из постеров.
За прошедшие с того времени годы случились и расцвет легализованной порнографии с превращением актеров и актрис жанра в звезд, и даже кратковременное превращение порнотитана Рокко Сиффреди в артхаусную звезду. Само название «Эмманюэль» фигурировало в кино постоянно — только легальных продолжений было шесть (в пяти из них снялась Кристель). Впрочем, речь не столько о сиквелах, сколько об использовании бренда, признаки которого в данном случае, конечно, важнее истории. В этом контексте фильм Одри Диван — не ремейк и даже не новая экранизация исходной книжки: от фантазий Марайи Бибид и Луи-Жака Ролле-Андриана в фильме осталось немногим больше имени героини. «Эммануэль» Одри Диван — это именно что ребрендинг. Тем паче что и томную букву «ю» в русской транскрипции как-то незаметно заменили на ясную и конкретную «у».
Главные изменения произошли не с кино, а с окружающим его миром. Хипповое поколение семидесятых с энтузиазмом ввязывалось в исследование чувственности. Сегодняшним молодым людям ясно, что предмет оказался совсем не таким богатым на открытия, и горячность сменилась скукой. Именно это выражение начертано на лице современной Эммануэль (Ноэми Мерлан), которая в должности ревизора летит в Гонконг инспектировать дорогой отель. Во время перелета она от скуки заманивает случайного попутчика в туалет и дежурно задирает платье. По прибытии к месту назначения интересного больше не становится.
Гостиничная прислуга подглядывает, у бассейна вьются эскортники и эскортницы, постояльцы веселятся и старательно делают вид, что секс втроем все еще оригинальный эксперимент
Слоняясь по коридорам и наговаривая в телефон свои оценки отельного сервиса, Эммануэль получает задание найти оплошность в работе управляющей Марго (Наоми Уоттс). Однако единственное, что ее действительно как-то занимает — таинственный Кей Шинохара (Уилл Шарп), который запросто курит в лобби, не ночует в дорогом номере и совсем не интересуется ни сексом, ни дамбами, которые приехал строить. Встретив родственную тоскующую душу, Эммануэль находит азарт в том, чтобы наладить с уставшим от жизни мужчиной хоть какой-то эмоциональный контакт.
В 2022 году, когда появились первые новости о будущем фильме, исполнительницей главной роли называли Лею Сейду. В итоге роль отдали Ноэми Мерлан, что, пожалуй, фильму на руку: все-таки «Портрет девушки в огне» (главную работу в карьере Мерлан) видело меньше людей, чем последние фильмы о Джеймсе Бонде. Идеальной наследницей Сильвии Кристель с точки зрения психофизики, наверное, могла бы стать Ева Грин, но в таком случае героиню пришлось бы делать лет на десять старше. Причем это было бы хорошим решением: позднее раскрытие сексуальности — сюжет достойный современных геронтофилических трендов. Кто знает, быть может, такая «Эммануэль» еще впереди.
Что же касается фильма Диван, то его уже прокляли критики по обе стороны океана — за анемичность и несуразность
Некоторые даже пожалели о кредитах, выданных постановщице за ее дебютное, победившее на фестивале в Венеции «Событие». Впрочем, помимо этой картины про опасность абортов во Франции шестидесятых, Одри имеет солидный опыт в написании сценариев (а до этого и книг), так что, по всей видимости, «Эммануэль» на уровне текста представляет собой именно то, что она хотела сказать. И если не рассматривать фильм в качестве кинематографического афродизиака, то он, во всяком случае, вызывает некоторое любопытство.
«Эммануэль» 2024-го это холодный и таинственный фильм, в котором больше от рекламы часов и корпоративного триллера, чем от эротической мелодрамы. Да и триллер этот практически лишен интриги. Ее нет ни в охоте героини за оргазмом (еще более целомудренной с учетом вырезанных из российской версии десяти минут), ни в попытках очернить одетую преимущественно в белое героиню Наоми Уоттс.
Диван исследует оттенки неловкости: вот Эммануэль водит кусочком льда по соскам, а вот долго пересказывает секс в самолете («у него был плотный и требовательный член»), акцентируя внимание на сменах темпа. При этом даже неловкость не превращается в жгучий стыд, она примерно так же холодна, как красота заглавной брюнетки, освещение в отеле и все остальное в этом фильме.
Собственно, именно с отстраненностью Диван несколько перестаралась. Это кино снято даже не для фестивалей, а скорее уж сразу для антропологов будущего — причем для тех, что будут жить еще лет через пятьдесят. Все-таки о сексе в ревущие двадцатые здесь сказано, пожалуй, честнее и точнее, чем в зрительских хитах типа «Аноры».
Другое дело, что людям, которые, как мы с вами, и так живут в этих обстоятельствах (за вычетом шикарных и стерильных гостиничных интерьеров), смотреть на все это в кино совсем не обязательно. Впрочем, это все равно далеко не худшие 97 (или 107) минут, которые мировой кинематограф подарил нам в этом году.
Фильм «Эммануэль» (Emmanuelle) выходит в российский прокат 28 ноября
Подробнее https://lenta.ru/articl...