Заметила интересное: со временем на многое меняются приоритеты, то, что нравилось раньше, уступает место другому. Конечно, для этого бывают причины, и порой весомые. А весомыми, т.е. приоритетными, бывают даже мелочи. У меня это заметно в отношении живописи. Например, раньше мне нравилось творчество Гогена, а теперь я стала относиться к нему спокойно.
Жизнь Гогена достойна удивления: в 40 лет он бросил хорошо оплачиваемую работу, жену, пятерых детей (младшему 8 лет), путешествовал, потом обосновался на Таити и стал рисовать полуголых туземцев. Разумеется, такой порыв можно оправдать сильной тягой к самовыражению через живопись, ведь многие художники не от мира сего, но как оправдать его жёсткий характер.
Добрый и впечатлительный Ван Гог потянулся к Гогену, счёл его другом, а тот во время беспричинной ссоры отсёк ему шпагой ухо. Считается, что Ван Гог сам в приступе безумия повредил своё ухо, но это не так.
Гоген знал правду и, чтобы оправдать себя, стал рассказывать, что Ван Гог сам напал на него и сам отрезал ухо, потому что сумасшедший. Но Винсент не был сумасшедшим, он был человеком с тонким душевным складом, подвержен упадку сил (от непосильной работы и непризнания), что приводило к смене настроения.
Несложившиеся отношения с Гогеном его сильно расстраивали. Гоген был крепче Ван Гога в физическом и в душевном смыслах, к тому же по характеру он был властным и категоричным, и перепады настроения чувствительного Ван Гога приводили его в ярость. В тот же день после ссоры Гоген
сбежал уехал из Арля, не простившись.
В письме к брату честный и наивный Винсент написал, что во время их ссоры Гоген пришёл в бешенство, набросился на него и покалечил ему ухо. Невиноватого Ван Гога сочли сумасшедшим и поместили в больницу. И версия его мнимого безумия до сих пор живёт и никак не умирает.
Гоген считал цивилизацию "болезнью"и, чтобы "выздороветь" решил "слиться с природой", уехав на Таити. Ему было в удовольствие жить среди "дикой" природы и зарисовывать её на холстах. На Таити он создал 80 работ, которые, как это обычно бывает, лишь после смерти стали шедеврами и стали дорого цениться.
Мне интересны картины Гогена, например, пейзажи, написанные им во время жизни во Франции, картины о быте таитян, но есть картина, которая нравится мне больше остальных, - это "Натюрморт с фруктами".
Поль Гоген. Натюрморт с фруктами. 1888. Холст, масло. 43x58 см. Галерея искусства стран Европы и Америки, ГМИИ им. Пушкина, МоскваЯ видела эту картину на многочисленных репродукциях и "живьём" в ГМИИ им. Пушкина. Картина небольшая по размеру, но потрясающая по степени воздействия на меня: фрукты фруктами, краски красками, но эта косенькая девчушка, ракурс, композиция предметов и весь натюрморт в целом всякий раз приводят меня в восхищение. Пробую представить картину без девочки и испытываю разочарование, потому что она (хоть одно лицо и сбоку) и есть центр картины, именно она придаёт изображению смысл, без которого картина стала бы обычным натюрмортом, т.е. неживой в буквальном смысле (фр. nature morte — мёртвая природа).
Гогена называют крупнейшим французским художником-постимпрессионистом, его имя известно по всему миру, Гогеном восхищаются и не ругают. И я не ругаю. Древнегреческий поэт и политик Хилон сказал: "О мёртвых или хорошо, или ничего кроме правды". Правда в данном случае – это моё личное мнение о художнике Поле Гогене. У него была суровая жизнь, и правда о нём тоже суровая, не смотря на то, что он в сонме самых известных художников.
Я не отнимаю значение Гогена у человечества и высказываюсь о нём, не сокрушая пьедесталы великих. У меня поменялись приоритеты, а это как внезапная смена сезонов, сначала лето, а потом резкий скачок в зиму. И ничего не поделаешь, так бывает.
А если говорить честно, то Гоген разонравился мне из-за Ван Гога. Гоген грубо общался с Ван Гогом, обидел его, Ван Гог страдал, что дружбы не получилось, а я страдала от обиды за любимого художника, но закрывала глаза на личность Гогена, ставя во главу угла его яркую индивидуальность в творчестве.
Мне нравились (и нравятся) картины Гогена, раньше я с удовольствием окружила бы себя его картинами, но ... отношение к нему изменилось: Гоген стал для меня обычным. Это даже смешно. Мне жаль, что приоритеты меняются, но иногда это к лучшему. Легче жить, когда освобождаешься от груза обязанности любить.
А Ван Гог не держал зла на Гогена. В дальнейшем они уже не встречались, но переписывались.
Винсент ван Гог. Автопортрет. Посвящён Полю Гогену. 1888. 62.0x52 см.
Музей искусств Фогг Гарвардского университета, Кембридж
Подробнее https://mi-ta-pe.livejournal.com/1308276.html?...