Танк Т-80: производство и боевое применение. В чем его превосходство над дизельными танками
13-12-2024, 23:58 1
Т-80 — советский и российский танк с газотурбинным двигателем и встроенной противоснарядной динамической защитой. Имеет множество модификаций, общее число произведенных «восьмидесяток» составляет более десяти тысяч единиц. Состоит на вооружении Российской армии. «Лента.ру» рассказывает о создании и боевом применении Т-80.
История создания
В 1940-х годах стало очевидно преимущество газотурбинного двигателя (ГТД) над поршневыми моторами в боевой авиации. ГТД заинтересовались и танкостроители — новый тип силовой установки при равном объеме обещал значительные преимущества перед бензиновым или дизельным мотором в мощности, более быстром запуске двигателя при низких температурах и улучшении управления танком.
В Третьем рейхе с середины 1944 года Управление вооружений сухопутных сил проводило исследование в этой сфере, но помешал разгром Германии. Первым в мире серийным танком с газотурбинной силовой установкой мощностью до 490 лошадиных сил (одновременно имел дизельный двигатель) стал шведский Stridsvagn 103 (Strv.103), выпускавшийся в 1966-1971 годах.
В СССР тоже велись работы по созданию танка с ГТД. В 1949-м на Кировском заводе (КЗ) в Ленинграде под руководством главного конструктора Александра Старостенко была представлена разработка тяжелого танка с ГТД. Однако проект не отвечал ряду параметров и вновь к идее на КЗ вернулись через несколько лет, когда в 1957-м были созданы два опытных газотурбинных двигателя ГТД-1 с максимальной мощностью в 1000 лошадиных сил.
Двигатели успешно прошли заводские испытания, и один из них был показан Первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву, который весьма скептически отнесся к проекту — в руководстве страны был взят курс на развитие в первую очередь ракетных систем и отношение к традиционным вооружениям было прохладное.
В 1963-м под руководством главного конструктора Харьковского КБ машиностроения Александра Морозова одновременно со средним танком Т-64 (принятом на вооружение в конце 1966-го) была создана его газотурбинная модификация Т-64Т, оснащенная вертолетным ГТД-ЗТЛ мощностью 700 лошадиных сил.
11 апреля 1963 года на заводском танкодроме Уральского вагоностроительного завода (УВЗ) в Нижнем Тагиле был совершен пробег опытного танка под названием 167Т, на котором был размещен газотурбинный двигатель 3Т мощностью до 800 лошадиных сил.
Главный конструктор УВЗ Леонид Карцев вспоминал:
Результаты испытаний оказались даже лучше, чем мы ожидали. По разъезженной, размокшей трассе заводского кольца танк с газотурбинным двигателем показал скорость в 1,5 раза большую, чем у серийных дизельных машин. Опасались, что ГТД будет сильно шуметь и этим демаскировать танк. Оказалось, что звук его был глухим и быстро гаснущим по мере удаления танка
167Т прошел испытания на Кубинском танковом полигоне, а второй опытный танк Уралвагонзавода — 166ТМ был передан для проверки во Всесоюзный научно-исследовательский институт транспортного машиностроения.
Карцев отмечал:
В процессе испытаний мы пришли к следующим неутешительным выводам: увеличение скорости танка не компенсирует повышения километрового расхода топлива по сравнению с дизельным двигателем; ГТД требует высокой степени очистки воздуха при малом сопротивлении на входе; для того чтобы обеспечить одинаковый запас хода танка с газотурбинным двигателем, надо возить топлива в 1,5–2 раза больше, чем при дизельном двигателе; стоимость газотурбинного двигателя оказалась намного выше стоимости дизельного двигателя
В 1966-м проходили испытания опытного образца (объект 288), созданного на Кировском заводе, оснащенного двумя ГТД-350 — разработка авиастроительного НПО имени В. Я. Климова — общей мощностью 700 лошадиных сил. Испытания показали, что спарка не имеет преимуществ перед моноблочным двигателем.
Несмотря на то, что Т-64 по основным боевым показателям превосходил иностранные аналоги, новое политическое и военное руководство СССР в лице Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева и министра обороны маршала Андрея Гречко вернулось к идее создания отечественного газотурбинного танка.
Поводом к этому стало беспокойство развернувшимися в ФРГ работами германских и американских танкостроителей по созданию танка нового поколения МВТ-70, способного превзойти «шестьдесятчетверку». 16 апреля 1968 года вышло совместное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР, в котором Кировскому заводу было предписано разработать Т-64 с газотурбинной установкой.
Рождение Т-80
Созданный на КЗ в 1969-м газотурбинный танк под названием «219 сп 1» внешне был похож на харьковский Т-64Т и имел двигатель мощностью 1000 лошадиных сил, созданный НПО имени Климова. «219 сп 2» уже значительно отличался от базовой «шестьдесятчетверки»: установка ГТД двигателя потребовала внесения изменений в ходовую часть, также появилась новая башня.
От Т64А у нового танка, получившего индекс Т-80, сохранилось орудие, боеприпасы, принцип автомата заряжания, элементы бронезащиты, а также отдельные узлы и системы. Работы над созданием газотурбинного танка велись на Кировском заводе под руководством главного конструктора Николая Попова.
В 1973 году на вооружение Советской армии был принят дизельный танк Т-72, разработанный на УВЗ, после чего судьба Т-80 оказалась под вопросом. Против него активно выступала военная верхушка в лице первого заместителя министра обороны, начальника Генерального штаба Вооруженных сил СССР маршала Виктора Куликова и его заместителя — генерал-полковника Сергея Ахромеева.
Куликов считал, что газотурбинный танк расходует слишком много топлива и не обладает преимуществом в огневой мощи и бронезащите перед дизельными танками, при этом умалчивая о том, что танк с ГТД — более скоростной и маневренный, а также менее шумный.
Их основным оппонентом стал секретарь ЦК КПСС, бывший нарком вооружения Советского Союза в годы Великой Отечественной войны и экс-министр оборонной промышленности СССР Дмитрий Устинов. Он был назначен на должность министра обороны страны 29 апреля 1976 года вместо умершего маршала Гречко и на одном из заседаний взял своеобразный реванш над противниками Т-80.
Устинов обратился к ним с речью: «Товарищи, сегодня знаменательный день! Мы принимаем на вооружение лучший в мире танк с прекрасным вооружением и газотурбинной силовой установкой. Я благодарен вам за огромный труд по моральной и технической поддержке разработчиков этой машины».
Присутствовавший на заседании главный конструктор 7-го главного управления (отвечающее за танкостроение) министерства оборонной промышленности СССР Юрий Мироненко вспоминал:
Чем больше он расхваливал недругов Т-80, сидящих напротив меня, тем более менялся цвет лиц у Куликова и Ахромеева. После заздравной увертюры министр стал задавать вопросы по технике, глядя в упор на начальника Генштаба и его заместителя. Генштаб побледнел и поплыл. Пришлось выручать военных — я робко поднял руку, как школьник, который знает ответ на вопрос
Мироненко отмечал: «Вечером, когда я вернулся в министерство, мне позвонил один из генералов — Спиридон Федорович Колосов и от имени всех поблагодарил за вовремя оказанную помощь, извинившись, что при помощнике Устинова они это сделать не смогли».
В дальнейшем особых разногласий между Устиновым и Генштабом не наблюдалось, и 6 июля 1976 года 42-тонный Т-80 был принят на вооружение Советской армии, после чего на Кировском заводе началось производство газотурбинных танков.
Конструкция и вооружение
«Восьмидесятка» вооружена 125-миллиметровой пушкой с дальностью поражения целей до десяти километров (основной боеприпас — осколочно-фугасный снаряд, есть и кумулятивные снаряды) и спаренным с ней 7,62-миллиметровым пулеметом ПКТ, а также 12,7-миллиметровым зенитным пулеметом «Утес». На отдельных модификациях имеются комплексы управляемого ракетного вооружения 9К112-1 «Кобра» и 9К119 «Рефлекс».
Танк получил комплекс 902Б из восьми пусковых установок для дымовых гранат, с дальностью пуска до 300 метров. Механизм заряжания на Т-80 аналогичен с Т-64, коробка передач тоже похожа, но вместо семи передач — четыре. Экипаж следит за полем боя с помощью нескольких смотровых приборов: ТПНО-160, ТНПА-65, ТКН-3В (в том числе и ночной), ТВНЕ-4Б.
Камера сгорания находится в ГТД танка. Газотурбинный двигатель выполнен в блоке со встроенным понижающим коническо-цилиндрическим редуктором. В состав моноблока, кроме двигателя, входят воздухоочиститель, топливные фильтры, вентиляторы системы охлаждения и пылеудаления, генератор, стартер, масляные баки и радиаторы мотора и трансмиссии, а также масляный насос трансмиссии. Снаружи танка размещены наружные топливные баки, включенные в общую топливную систему.
В отличие от дизельных танков, запуск которых в холодное время составляет 20-40 минут, на Т-80 мотор в любую погоду заводится в течение не более минуты. ГТД может работать на различном виде топлива: на авиационном керосине, солярке или низкооктановом бензине.
Танк оснащен встроенным бульдозерным оборудованием для самоокапывания, также может устанавливаться колейный ножевой противоминный трал КМТ-6.
Коробка передач полуавтоматическая. У механика-водителя правая педаль — газ, по центру — тормоз, а слева располагается педаль РСА (регулируемый сопловой аппарат). РСА состоит из поворотных лопаток в проточной части двигателя перед рабочим колесом свободной турбины. За счет поворота этих лопаток можно регулировать частоту вращения свободной турбины, которая через редуктор соединена с трансмиссией, и заставить танк тормозить двигателем во время движения.
Тактико-технические характеристики
Экипаж танка Т-80У состоит из командира, механика-водителя и наводчика, масса танка — 46 тонн, мощность двигателя — 1250 лошадиных сил, длина вместе с пушкой — 9530 миллиметров, ширина — 3460 миллиметров, высота — 2202 миллиметра, максимальная скорость по шоссе — 70 километров в час, по грунтовой дороге — 45 километров в час, глубина преодоления водной преграды с соответствующим оборудованием — пять метров.
Модификации
В 1978-м появился танк Т-80Б, на котором было установлено модернизированное орудие, усовершенствованная система управления огнем (СУО), введен комплекс управляемого вооружения, улучшены характеристики бронезащиты и ГТД (мощность мотора возросла до 1100 лошадиных сил).
В 1985-м появились сразу две модификации — Т-80БВ с навесной динамической защитой и с улучшенной обзорностью и 46-тонный Т-80У, с модернизированной пушкой, новой СУО с наведением ракеты по лазерному лучу, мощность двигателя возросла до 1250 лошадиных сил.
В 1987-м на Харьковском заводе транспортного машиностроения имени В. А. Малышева был выпушен дизельный вариант «восьмидесятки» — Т-80УД с двигателем 2А46М-1 мощностью в 1000 лошадиных сил.
На Омском заводе транспортного машиностроения выпускалась командирская модификация — Т-80УК, а с 2019-го производится танк Т-80БВМ, оснащенный новым прицелом «Сосна-У» и динамической защитой «Реликт».
На базе Т-80 выпускается командно-штабная и разведывательная машина специального назначения «Ладога», самоходная артиллерийская установка 2С19 «Мста-С», бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-80У, траншейный экскаватор БТМ-4М, пожарный автомобиль СПМ, переправочно-десантный самоходный паром ПДП.
Впервые боевое применение произошло 4 октября 1993 года в Москве, когда шесть Т-80УД 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии открыли огонь по зданию мятежного Белого дома — Верховного Совета РФ, выпустив 12 снарядов.
Т-80 активно использовались в Первую чеченскую войну, в том числе при штурме Грозного зимой 1995 года.
Полковник Игорь Вечканов командовал в те дни танковой ротой и писал о боях за Грозный в своих мемуарах «Новогодняя карусель»:
При выходе на проспект Орджоникидзе уничтожили в частном секторе три огневые точки гранатометчиков СПГ-9, расстреливавших технику 81-го гвардейского мотострелкового полка, подходившую к площади Орджоникидзе. Выход на высокой скорости в тыл был для них последней неожиданностью на этой непонятной войне. Сказались преимущества Т-80, шум работы двигателя в условиях боя спереди не слышен. Исход скоротечного боя был в нашу пользу
«Восьмидесятки» были задействованы на поле боя в гражданской войне в Йемене, также они принимают участие в боевых действиях на Украине, где с украинской стороны действуют дизельные Т-80, тогда как с российской — преимущественно газотурбинные танки.
При этом экипажи продолжают модернизировать танки в полевых условиях, устанавливая сетки-козырьки от дронов и фальшборты против кумулятивных снарядов.
картинка класс