После выхода моей статьи про мультипликатора Бориса Степанцева один из немногих людей, хорошо разбирающихся в вопросе, посетовал, что в статье я практически ничего не сказал о его работе над диафильмами и его книжной иллюстрации.
Про иллюстрации - отдельный разговор, а вот диафильмы и мне жалко. Дело в том, что мультфильмы Степанцева видели практически все.
А вот диафильмам, которые ничуть не хуже, повезло гораздо меньше.
Подумал я и решил сделать пару-тройку Дзен-выставок несправедливо забытого режиссера и художника Бориса Степанцева, автора мультфильмов "Петя и Красная шапочка", "Вовка в Тридевятом царстве", "Карлсон", "Щелкунчик" и множество других.
Но сначала - буквально пару слов об этой ипостаси его творчества. Сотрудничество со студией "Диафильм" и у Степанцева, и у его постоянного художника-постановщика Савченко началось по чисто материальным соображениям- как подработка. Как признавался мне в интервью Анатолий Савченко: "Мультипликаторы же довольно скромно получали, у меня оклад был – 200 рублей, потом, правда, немного повысили. У Бориса побольше - он все-таки режиссер, но тоже не бог весь что. А у нас - семьи, дети. Вот и решили подхатурить".
"Халтура" затянулась на всю жизнь, диафильмы Борис Степанцев рисовал до последнего дня. К великой радости множества детей, потому что халтурить в современном понимании этого слова эти двое не умели в принципе. Впрочем, смотрите сами.
В 1960-м году 31-летний действующий режиссер студии "Союзмультфильм" Борис Степанцев с красным дипломом заочно заканчивает Московский полиграфический институт.
Тогда же и началась эта "халтура". Началась достаточно случайно - кто-то вспомнил, что начинал перспективный режиссер-мультипликатор обычным художником. После чего Степанцеву предложили нарисовать диафильм по своему же мультфильму "Мурзилка на спутнике" (об этой серии я писал в своей книге "От Айболита до Гудвина".
Степанцев подумал - и согласился.
Надо сказать, что практически всегда в своих диафильмах Борис Павлович не пытался просто перерисовать кадры из мультфильма, а делал новые, «альтернативные» рисунки.
Работать над диафильмами Степанцеву очень понравилось, и в том же году выходит еще один его диафильм — «Мечтатель» по стихотворению Екатерины Серовой. Про мальчика. который валялся на кушетке и мечтал о подвигах "среди торосов и айсбергов".
Правда, периодически в его мечтания вмешивалась реальная жизнь.
На следующий, 1961 год Степанцев отрисовывает для "Диафильма" классику - "Айболита" Корнея Чуковского. Одну из лучших, на мой взгляд, своих работ, где улыбка возникает на лице с неотвратимостью восхода солнца.
Начиная от "операционной" Айболита.
И заканчивая африканскими приключениями.
В следующем, 1962 году была "диафильмизация" детских стихов поэта-фронтовика Георгия Ладонщикова под общим названием "Трусливый задира".
Очень хорошие, кстати, стихи. И актуальные. Особенно для родителей дошкольников.
Так и пошло - каждый год Степанцев рисовал один или два диафильма. В 1963-м это вновь была классика - "Красная шапочка" Шарля Перро.
Как вы сами понимаете - сказка эта режиссеру, как раз снимавшему "Петю и Красную Шапочку", была особенно близка.
Впрочем, "Красной шапочкой" 1963 год не ограничился.