Недавно от одной престарелой далекой родственницы мне досталась небольшая икона святого Симеона Столпника. Прекрасная бумажная икона, напечатанная типографским способом на плотном картоне. На обратной стороне было напечатано краткое житие.
А в самом низу тыльной стороны был довольно интересный блок, который меня заинтересовал.
Выглядел он как небольшая анкета, которая начиналась текстом:
Дан образ сей у купели св. крещения в ... церкви села ... губ. ... уезда ...
Сначала можно было бы предположить, что данная именная икона давалась всем при крещении, но я довольно давно занимаюсь генеалогией и точно знаю, что такого не было. При крещении делалась только запись в метрической книге, и всё.
То есть данная памятная именная икона точно была чьей-то частной инициативой и не использовалась повсеместно.
Я начал искать еще такие иконы на просторах интернета и обнаружил их довольно много. Большинство из них продавалось на антикварных аукционах и имели единую структуру:
лицевая часть - цветное изображение святого; тыльная часть - его краткое житие и блок с анкетными данными крещаемого
При этом попадались как заполненные тыльные стороны, так и нет:
Все их объединяет единый стиль и структура, а также отверстие сверху. На некоторых иконах (которые были не сильно повреждены) снизу читается: «Хромолитография Е. И. Фесенко в Одессе».
Поиски в интернете привели меня к открытию для себя очень известного "народного" издателя конца XIX - начала XX века, вот его краткая биография:
Ефим Иванович Фесенко родился в 1850 году в семье казака в Черниговской губернии. По материнской линии его род имел белорусские корни.
В 1869 году будущий издатель покидает родительский дом и отправляется пешком в Одессу, которая находилась примерно в 600 верстах от его родного города. Здесь молодой черниговский казак Ефим Иванович, сменив несколько профессий, устраивается в известную типографию Ф. П. Францова, где становится его помощником, а спустя более 10 лет организует собственное дело.
15 декабря 1883 года в Одессе появилась типография Е.И. Фесенко, любителя церковного пения и составителя путеводителя по афонским монастырям. С каждым годом типография расширяла ассортимент и увеличивала мощность. Художественные иконы, изданные в типографии, украшали храмы и жилища не только в России, но и в Греции, Болгарии, Сербии, Румынии, Палестине, Египте и других странах православного Востока.
При этом Е.И. Фесенко рассчитывал на распространение своих издании преимущественно в православнои среде, прежде всего простонароднои.
В 1893 г. типография приступила к изданию «собственного каталога священных изображении, картин, листков и брошюр духовно-нравственного содержания».
Именно этот каталог за 1913 год мне и удалось обнаружить.
На странице 32 удалось обнаружить то, что я искал, — информацию про именные иконы и даже подробную структуру тыльной стороны иконы, которую мы уже видели ранее:
А на странице 19 можно прочитать фрагмент публикации из журнала «Церковные ведомости» за 1909 год, который проливает свет на историю создания этих образков:
Несколько лет назад Одесское Свято-Андреевское братство пришло к счастливои мысли о самом широком распространении именных иконных изображении св. угодников, наиболее чтимых в православном народе, с изложением на оборотнои стороне иконки краткого жития святого и с надписанием там же имени, звания новокрещенного, где и когда крещение совершено (церковь, село, уезд и губерния).
Высокая цель и огромная духовная польза такого иконоиздательства ясны и бесспорны: новокрещенныи получает от пастыря, возродившего его благодатию св. крещения, благословение на всю жизнь; родители, а затем и по возрастании, и сам новокрещенныи, будут знать историю жизни и христианские добродетели небесного покровителя, имя которого носит каждыи новыи член Церкви.
Сделанная на иконе надпись о времени рождения облегчит приходскому клиру наведение метрических справок для военнои повинности, для венчания и проч.
Превосходно осуществила эту достоиную всякого внимания идею Одесского братства известная одесская же фирма печатного хромолитографного дела Е.И. Фесенко. Издательство это давно стяжало себе почетную известность, а ныне стоит вне конкуренции. Хромолитографированные на религиозные темы издания г. Фесенко исполнены не только образцово-технически, но и с богобоязненною добросовестностью и горячею любовью к своему делу, как и осуществлению однои из самых серьезнеиших религиозно-просветительских задач Церкви.
Таким образом можно сделать вывод, что идея этих образков была придумана за нескольколет до 1909 года и реализована типографией Фесенко.
Незадолго до этого, в 1880-е годы, Ефим Иванович формулирует для себя миссию «служить простому деревенскому народу» и превратить свою фирму в «народное издательство». За благословением он ездил к старцу Амвросию Оптинскому, которыи сказал ему: «Вы не нуждаетесь в моем совете, но я Вам скажу, что дело Ваше очень полезно для Вас и для всего православного народа. Я могу пожелать успеха и Божиеи помощи».
Продукция типографии пользовалась большим спросом и выпускалась тысячными тиражами. Издательство Фесенко стало известным во всей Российской империи. Его продукция была отмечена четырьмя медалями на международных выставках, в том числе получила первый приз на Всемирной выставке в Милане в 1897 году за представленные литографии.
Примечательно, что при советской власти типография была национализирована, но Е. Фесенко оставался ее бессменным директором.
В 1926 году он скончался. Его супруга Вера Феодосьевна, которая активно участвовала в деятельности мужа, скончалась в 1931 году. Они похоронены на кладбище в Одессе.
_______________________
Вот такая любопытная история, которая познакомила нас с увлекательной частной инициативой и неординарным издателем начала XX века.
Мне кажется, это замечательная идея, которая и сегодня была бы востребована. Такой подарок при крещении стал бы прекрасным способом сохранить память об этом событии.
_______________________
При написании настоящей статьи были использован материал статьи Ю.А. Лабынцева, Л.Л. Щавинской «Е.И. Фесенко – один из крупнейших издателей народной православной печатной продукции XIX–XX вв.» из журнала «Славянский мир в третьем тысячелетии», Том 12 (2017).
Копирование и иное использование материала без письменного разрешения автора не допускается.