Изабелла Чарторыйская. Коллекционер произведений искусства и влиятельных мужчин.
26-01-2025, 17:03 9
Ее настоящее имя было Элизабет. Она родилась в 1746 году в Варшаве. Она происходила из аристократической семьи. Она была патриоткой и ярой коллекционеркой произведений искусства, меценатом и создательницей первого польского музея в Храме Сивиллы в Пулавах, коллекции которого стали основой нынешнего Музея Чарторыйских в Кракове. Она участвовала в политической жизни. Она была связана с Патриотической партией. В молодости она была известна своей свободой манер. Она была влюбчива и имела множество романов, в том числе: со Станиславом Августом Понятовским и Николаем Репниным.
Она выросла в Варшаве и во дворце в Волчине под Брестом под присмотром бабушки Элеоноры. Ее отец – немец из Померании – не умел говорить по-польски. Свою мать она никогда не знала – она умерла, когда Изабела была еще ребенком. «Моя мать умерла при родах. Мой отец позже женился на ее сестре. Через два года последняя покинула мир. Обе сестры умерли в возрасте двадцати двух лет, обе 27 марта, обе от оспы при родах, обе в одном и том же доме в Варшаве, оба в одной постели», — написала она в дневнике.
Она вышла замуж в 15 лет. Она была замужем за своим дядей, князем Адамом Казимежем Чарторыйским. В качестве приданого она получила 800 000 злотых и обширные поместья. Начало брака не было удачным – у пары не было чувств друг к другу, а сама Изабела красавицей не считалась. И всё из-за... оспы. Перед алтарем она стояла «с лицом, покрытым оспинами и красными пятнами, и с париком на голове, потому что у нее выпали все волосы». Говорят, сестра жениха разрыдалась из-за того, что «ее брату дали такую некрасивую жену». Молодая девушка вскоре обрела здоровье и «отличную красоту».
Изабелла Чарторыйская
Поначалу Изабела не была счастлива в отношениях. Ей было трудно общаться с семьей мужа, которая подозревала ее в злых намерениях и завладении его имуществом. Поддержку ей оказал ее двоюродный брат Станислав Понятовский. Со временем пара примирилась друг с другом. Они с мужем много путешествовали. Она – иногда маскирующаяся под пажа. Во время одной из таких поездок она стала жертвой сексуальных домогательств со стороны одной из придворных дам Майнца. Однако ей нравились эти путешествия – она расширяла свой кругозор и узнавала о иностранных культурах. Среди прочих она встретила Жан-Жак Руссо, Мария Антуанетта и Бенджамин Франклин, которые помогли ей бороться с депрессией... игрой на фисгармонии.
Несмотря на трудное начало, брак казался удачным, хотя оба не были верны. Джакомо Казанова восхищался ее красотой. Как он писал: «Князь [Адам Казимир – прим. ред.] женился на очень хорошенькой женщине». «Она имела невыразимое обаяние в глазах и движениях», — читаем мы в его воспоминаниях. Юлиан Урсин Немцевич считал, что «ничто не может сравниться с блеском ее черных глаз и белизной ее пола».
Однако она была довольно консервативна в отношении своих ценностей:
Я никогда не была красивой, но часто была красивой. У меня красивые глаза, а поскольку в них отражаются все чувства моей души, выражение моего лица может быть пленительным. Кожа у меня вполне белая, лоб гладкий и не уродливое лицо, нос не уродливый и не красивый, у меня большие губы, белые зубы, приятная улыбка и красивый овал лица. У меня достаточно волос, чтобы легко покрыть голову, они одновременно темные и цвета бровей. Я скорее высокий, чем низкий, талия у меня тонкая, может быть, талия слишком тонкая, рука у меня некрасивая, но нога у меня красивая и движения очень изящны. Лицо мое напоминало в этом отношении мой разум — величайшее очарование того и другого зависело от умения, с которым мне удавалось удвоить их ценность. В юности я была очень кокетливой, с каждым днем лицо мое напоминало в этом отношении мой разум — величайшее очарование того и другого зависело от умения, с которым мне удавалось удвоить их ценность.
Молодая жена была центром светской жизни Варшавы. У нее была слабость к противоположному полу. Она влюбилась в своего двоюродного брата «Антося» (то есть Понятовского), с которым у нее завязался бурный роман. Более того, это была ни для кого не секрет, об этом говорили все в Варшаве. А муж лично возил ее в карете на свидание влюбленных, а сам предавался плотским утехам.
В списке поклонников княгини значился и русский посланник Николай Репнин, которому она подчинялась по уговорам мужа и короля. Он питал к ней необыкновенную слабость. Специально для нее он даже арендовал целый театр, что вызвало в то время в Варшаве настоящий скандал. Однако в этом деле был более глубокий смысл - тогда все было политическим, ее семья была влиятельной, а Репнин хотел влиять на дела в Польше, что, как мы знаем из истории, имело трагические последствия. Попытки царя спровоцировали дворянство на создание Барской конфедерации и начало восстания. Это время Изабела и ее муж провели, путешествуя по Европе.
Самый бурный ее роман был с французским принцем Арманом Луи де Гонто де Лозен. Герцог был от нее в восторге, она доказала, по его мнению, что «можно быть очаровательным человеком, совсем не будучи хорошеньким». Ни муж, ни Репнин его не ревновали. Когда дело дошло до завершения отношений, Изабелле хотелось отравиться от угрызений совести. Она забеременела – через девять месяцев на свет появился Константин Адам. Де Лозен присутствовал при родах, спрятавшись в чулане за ее кроватью. Они планировали совместную жизнь, но ничего не вышло. Герцог оставил после себя дневники, в которых подробно описывается их отношения.
Вскоре ее семья стала предпринимать попытки получить власть после смерти Августа III. Адам Казимир должен был стать кандидатом на престол. Однако царице Екатерине III это не понравилось. Монарх знал, что семья Чарторыйских может угрожать положению России в Речи Посполитой. В конечном итоге новым правителем стал бывший фаворит Екатерины Станислав Понятовский.
Изабелла была постоянным покровителем. В своей летней резиденции в Повонзках она создала ландшафтный парк. Видимо, самым впечатляющим была роскошная ванная комната в доме герцогини. Она вложила все силы в строительство резиденции и соревновалась с другими варшавскими матронами за звание самого роскошного и элегантного поместья. Парк и постройки до наших дней не сохранились – они были разрушены во время восстания Костюшко.
В результате политических решений Понятовского и скандала, связанного с обвинением в планировании покушения на короля, семья Чарторыйских в середине 1780-х годов переехала в Пулавы. Та герцогиня приступила к украшению резиденции. Его начали расширять – построили Греческий дом и дворец Марьинка. У Изабелы были амбиции – она хотела, чтобы ее «Северные Афины» (так называли Пулавы) имели поистине королевский стиль. Там появились писатели, художники и интеллектуалы.
Изабела в Пулавах – помимо первых произведений искусства – начала собирать антикоролевскую оппозицию. Никто не ожидал, что эти действия приведут к четырехлетнему сейму. Там она поставила оперу Францишка Князнина «Мать Спартанка». На премьере присутствовали, в частности: Францишек Ксаверий Браницкий, Северин Ржевуский, Игнаций и Станислав Костка Потоцкий, всего более 500 человек, неблагосклонных к королю. Драма представляла собой историю, которая была воспринята как необходимость борьбы за независимость Польши в контексте угрозы России с востока. «Мать Спартанка», как ее называли, стала превращать Пулавы в центр оппозиции.
Но Чарторыйские не ограничились только Пулавами. Сливки элиты того времени встретились в Голубом дворце в Варшаве. Каждую среду на праздниках и банкетах обсуждались важные для Республики Польша темы. Вероятно, именно там был разработан первый проект Конституции от 3 мая. Пулавы не потеряли своего значения - «там появились самые выдающиеся парламентские сановники или активисты в научной сфере, такие как Станислав Малаховский, Игнаций Потоцкий, канцлер Замойский, Гуго Коллонтай, Антоний Сулковский, Юлиан Урсин Немцевич, Тадеуш Чацкий и другие».
Константин Чарторыйский - «Резиденция Чарторыйских в Пулавах» (1842 г.)
Изабела была патриоткой и пропагандисткой польскости. Даже в моде! Именно она стрижет французские локоны литовского маршала Казимира Нестора Сапеги, пропагандируя польскую одежду и прическу. Ее участие заставило Понятовского считать ее прусским агентом. Адам, учитывая ее безопасность, отправил жену и детей в Англию и Шотландию. Там она, среди прочего, приобрела: письма Джорджа Вашингтона, Марии Стюарт, кафедры Уильяма Шекспира. Она вернулась в Польшу в апреле 1791 года, незадолго до принятия конституции 3 мая.
Юлиуш Коссак - "Дворец Чарторыйских в Сеняве" (1873)
Начались беспорядки из-за раздела. Ее имение в Пулавах было разорено русскими войсками. Чарторыйская переехала в галицкую резиденцию в Сеняве. Там же она дала приют Тадеушу Костюшко. Ее даже обвинили в инициации восстания. Историки сходятся во мнении, что слова царицы Екатерины о том, что «план восстания вынашивался княгиней Чарторыйской в Сеняве и Липске», были преувеличены.
Через два года она вернулась в Пулавы. «Посреди двора стояла гора странной формы, составленная из частей разного снаряжения, которую москвичи, не в силах взять, разбивали (...) Головы, руки, ноги мраморных статуй, куски фарфора, хрусталя, картины, мозаика, зеркала, мебель из красного и черного дерева, сломанные клавики, разорванные книги, разрезанные на полоски картины — все это лежало вместе в руины», — написала она о том, что нашла. Разграбление Пулав считалось местью за поддержку, оказанную Костюшко.
«Вид на храм Сивиллы в Пулавах» (1880 г.)
Однако, чтобы вернуться в Пулавы, семье Чарторыйских пришлось - по совету Репнина - отправить своих сыновей Адама, Ежи и Константина на службу в Петербург. Домой они вернулись только после третьего раздела, когда Пулавы стали частью империи Габсбургов. Изабела приступила к восстановлению резиденции. После отречения Понятовского это был центр культурной и общественной жизни. Создан уникальный парк в английском стиле с многочисленными гротами и дворцовой часовней. Слава и возмущение длились недолго – после Ноябрьского восстания усадьба была вновь разрушена.
Под конец жизни Чарторыйская записала в дневнике:
В 1793 году Польша погибла! Несколько столетий накапливались обстоятельства, которые медленно готовили эту мёртвую и страшную эпоху. Ни отвага, ни отвага не могли ее отвратить. Самые решительные попытки защитить Родину не смогли этого осуществить (...) Тогда мне впервые пришла в голову мысль собрать польские сувениры, которые я вверяю потомкам (...) В эту коллекцию вошли следы Болеслава Храбрый, Казимир Великий, Стефан Баторий, Ян Замойский, Жолкевский, Чарнецкий, Лев Сапега и другие выдающиеся и смелые люди. Пусть эти воспоминания усладят настоящее время, пусть их век принесет славу веку.
Готический дом в Пулавах
Нельзя упустить очень важную нить в жизни Изабелы – ее страсть к коллекционированию. Во время путешествий она собирала исторические сувениры. Затем она собрала их в Храме Сивиллы. Сначала она называла его не иначе как «храм», потом «Храм Памяти» или «Храм сувениров». Название выражало программу первого польского музея – «Прошлое будущего».
Ее целью было создать коллекцию экспонатов, иллюстрирующую всю историю польского государства. Деньги она собирала сама, но появлялись и доноры. Как Тадеуш Чацкий, у которого была целая коллекция польских исследований.
После того как австрийцы заняли Краков, он добился согласия императора на их взятие. Так, были обнаружены два тевтонских меча из Грюнвальдской битвы, фрагменты черепов Болеслава Храброго, Николая Коперника, Яна Кохановского (как позже показали исследования - ложные) и Стефана Чарнецкого, а также туфли королевы Ядвиги (оказавшиеся быть коронационные уфли Сигизмунда Августа), а в Пулавы прибыли трофеи из Вены. Особое значение имела Королевская шкатулка, в которой находились реликвии, извлеченные из гробов на Вавеле, королевские драгоценности, цепи, кольца и фрагменты одежд. Герцогиня особенно заботилась о ней.
В отдельном помещении – после окончания наполеоновских войн – был установлен черный мраморный обелиск в память князя Юзефа Понятовского, а позже над ним повесили его саблю. Здесь же находились щиты, посвященные гетманам и полководцам, и проводились заседания масонской ложи, к которой принадлежали не только Адам Казимеж и сын Адам Ежи, но и сама Изабела. Она была соучредителем женской ложи Казимира Великого.
Рафаэль Санти – «Портрет юноши» (1514) из собрания князей Чарторыйских. Картина не найдена по сей день.
Когда в 1809 году разразилась польско-австрийская война, князь Юзеф Понятовский разместился в Пулавах, а резиденция стала госпиталем для раненых и больных. Тогда был символично открыт новый музей княгини Изабеллы - Готический дом, а на стене была размещена надпись, посвященная Тадеушу Костюшко: "Пусть отныне наши победы смогут стереть память о перенесенных нами поражениях". Фактическое открытие состоялось в 1811 году.
Здесь было множество исторических памятных вещей, памятников европейского и исламского художественного мастерства, графики, экспонатов древнего искусства, военной техники и произведений искусства, в том числе: «Дама с горностаем» Леонардо да Винчи, «Пейзаж с добрым самаритянином» Рембрандта и – утерянный во время Второй мировой войны – «Портрет молодого человека» Рафаэля Санти. Первую купил в Италии ее сын, а героиней картины она считала мадам Ферон, любовницу короля Франции Франциска I. Там были сувениры из Вавеля и многих путешествий, а также от известных личностей – Тадеуша. Костюшко, Наполеон, Джордж Вашингтон, Уильям Шекспир, Исаак Ньютон, Джеймс Кук, Вольтер, Иоганн Вольфганг Гете. Кроме того, она собирала раритеты — по примеру различных европейских кунст- и вундеркамер, т. е. кабинетов раритетов. Был, например, пугин с ручкой из человеческой кости.
Изабела лично заботилась обо всех коллекциях. Существовал даже «Каталог сувениров, хранящихся в Готическом доме в Пулавах» в трёх томах в ин-фолио , а в 1828 году — первый польский печатный музейный каталог «Собрание сувениров, хранящихся в Готическом доме в Пулавах», под редакцией Изабелы Чарторыйской. "
Однако она по-прежнему была известна своим патриотизмом и преданностью польскому делу. Она поддерживала мужа и участвовала в демонстрациях на улицах и площадях. Однако возраст не позволил ей сохранить ту дерзость и энтузиазм, как много лет назад. Через некоторое время Пулавы вошли в состав Царства Польского. В это время Изабела продолжала расширять свои коллекции. После смерти Чацкого она купила его библиотеку из 15 000 книг. С тех пор его библиотека стала одной из самых ценных в стране.
Она также начала работать над просвещением крестьянского населения. Она основала одну из первых начальных школ в Люблинском воеводстве, затем открыла еще две, в том числе одну для девочек. Она написала книги - "Книга молитв для сельских детей во время Святой Мессы, написанная для Пулавской школы", "Пилигрим в Добромиле, или Сельское поучение с добавлением романа и 40 картинок" и - на французском языке - "Дневник путешествие в Цеплице», описывая свои впечатления от поездки в Нижнесилезское воеводство.
Эдуард Штрёлинг - "Портрет князя Адама Казимира Чарторыйского, генерала Подольских земель, на фоне храма Сивиллы в Пулавах" (1800)
Адам Казимеж умер в 1823 году. Похоронен в костеле Святого Креста в Варшаве. После Ноябрьского восстания русские разграбили Пулавы, но обошли дворец, где Изабела приютила жителей города. В ночь с 5 на 6 марта 1831 года вместе с дочерьми Марией и Цецилией она пешком покинула Пулавы. Она нашла приют у дочери Марии Высоцкой в Галичине. После неудавшегося восстания имущество семьи Чарторыйских на территории российского раздела было конфисковано.
Перед отъездом из Пулав Чарторыйская успела спрятать свои коллекции. Их хоронили в подземельях Храма Сивиллы, подвалах и пещерах, а также в костеле во Влостовицах и монастыре в Казимеже-Дольном и дружными семьями по всей Польше. После падения восстания их переправили через австрийскую границу контрабандой: большая часть книг и архивов досталась Сеняве, а музейные коллекции - Красичину.
С 1840-х годов коллекции Изабелы были перевезены в Париж, в отель «Ламбер», резиденцию Адама Ежи Чарторыйского. В 1970-х годах его сын Ежи Владислав решил перевезти их в Краков – в музей князей Чарторыйских, который был открыт 1 декабря 1876 года. Перед началом Второй мировой войны наиболее ценная часть коллекции была спрятана в подвал дворца в Сеняве. К сожалению, немцы обнаружили и разграбили их. Он пропал в числе других. «Портрет молодого человека» Рафаэля. В 1950 году музей был включен в состав Национального музея Кракова, а в ноябре 2016 года коллекцию приобрело Польское государство .
Томас Наполеон - «Княжна Изабела Чарторыйская покидает Пулавы во время Ноябрьского восстания 1831 года» (1833)
Изабелла родила семерых детей. Среди них были князь Адам Ежи Чарторыйский - плод пламенного романа с русским Репниным, и писательница Мария Виртемберская, которую звали Цёлкувна - ее вероятным отцом был Понятовский, чей герб (и пренебрежительное прозвище) был Цёлек. Она была несчастлива в браке с Людвиком, немцем и авантюристом, хотя была влюблена в поэта Францишека Князню. В начале 1780 года от ожогов умерла ее дочь Тереза. Это был несчастный слуай – платье девушки загорелось в камине. С тех пор каждый четверг стал днем траура по Изабелле. Вскоре после этого события умерла ее следующая дочь Габриэла. Девушка прожила всего несколько дней после родов.
Среди любовников Изабеллы также были: Граф Алоиз Фридерик фон Брюль, Францишек Ксаверий Браницкий (вероятный отец Зофии, младшей дочери Изабелы), Казимеж Ржевуский (вероятный отец Цецилии; герцогиня скрывала, что Цецилия - ее дочь, она призналась правду только тогда, когда влюбилась в подростка) и хотел женить на ней своего сына Константина Адама) и Игнация Рыхловского (видимо, проданного свою единственную деревню и купил баронскую карету, чтобы угодить герцогине).
Изабела Чарторыйская умерла 17 июня 1935 года в Высоцко Подкарпатского воеводства в возрасте 90 лет. Первоначально ее похоронили в Мощанах, а в 1860 году гроб с ее телом перевезли в родовую усыпальницу Чарторыйских в Сеняве.
Ее внучкой была Изабелла Эльжбета Дзялыньская, урожденная Чарторыйская, художница-любитель и коллекционер произведений искусства. Страсть к коллекционированию она унаследовала от бабушки - в имении в Голухове, которое она унаследовала от мужа (Яна Канты Дзялынского) на деньги, одолженные ему на Январское восстание, она собрала впечатляющую коллекцию старинных ваз, графики, картин. и художественная мебель.