До сего времени я видел только один фильм Софтли - "K-PAX". Обычно, если мне понравился (или не понравился) фильм, я просматриваю фильмографию режиссёра, а дальше ориентируюсь на жанр или название. Почему-то тогда меня фильмография Софтли совсем не заинтересовала и я даже догадываюсь почему. Во первых это всё голливудско-британский мейнстрим, с такими например пошлыми названиями как "Крылья голубки" например или "Чернильное сердце"... это вообще фэнтези.
В общем, на этот раз я более внимательно присмотрелся к этим картинам и увидел в списке некую концепцию. Там нет повторяющихся жанров, каждый фильм снят в новом. Когда я их пересмотрел все, я понял что это не единственная особенность фильмов Софтли и "K-PAX" чётко укладывается в эту философию. Эти фильмы не то чтобы ломают жанр, но они содержат изрядную долю оригинальности и креатива в его рамках. В общем эти фильмы не только мастерски сделаны, но и необычны своей формой изложения, начиная с дебютного.
«Пятый в квартете» " Backbeat " 1994 год. Этот дебют Софтли, как бы 100 байопик. Причём о The Beatles. Я лично видел массу байопиков об этой группе. О разных периодах, с Ленноном в центре, с Маккартни, но фильм Софтли хоть и о Битлз, а главный герой там всё таки Сатклифф, т. е. человек по сути случайный и промелькнувший в истории группы на совсем короткое время. Именно от личности Сатклиффа отталкивается сюжет. А личность эта была довольно сложной, вообще Сатклифф был художник, а поехать с группой в Гамбург его уболтал Леннон. По фильму Сатклифф с Ленноном были практически двойники.
Но двойственность Сатклиффа (все это по фильму) связана не только с его деятельностью, но и в личной жизни. Та самая гамбургская Астрид Кирхгерр фотограф и подруга Сатклиффа (её сыграла Шерилл Ли), по сути дублировала Сатклиффом своего прежнего бойфренда Клауса Форманна, который собственно и познакомил её с Битлз. Впоследствии именно причёску Клауса Астрид внедрила всем битлам, определив их имидж на долгие годы.
Проще говоря, фильм целая галерея перевертышей: Сатклифф-Леннон-Клаусс-Астрид, из которых Софтли и сложил гамбургскую эпопею (по сути взлёт) данного ансамбля. Хотя с исторической достоверностью у этого байопика всё идеально, но подтексты созданные Софтли дают совершенно альтернативную историю в контексте. Не зря фильм раскритиковал Маккартни, а вот Астрид этот байопик понравился. И к тому же его высоко оценили в киношных британских кругах. Что неплохо для дебюта.
«Хакеры» "Hackers" 1995 год. На первый взгляд это очень примитивный киберпанк, с детективным сюжетом. Картина была снята в США на студии United Artists. В главных ролях снялись совсем зелёные Джонни Ли Миллер, Анджелина Джоли, Фишер Стивенс, Мэттью Лиллард. Ли Миллер и Джоли после съёмок даже поженились, правда не надолго и это как раз можно понять - Джоли в "Хакерах" на удивление не привлекательна (мягко говоря).
Сюжет строится вокруг группы малолетних хакеров, пик популярности на которых как раз поднимался в середине 90х. Только в картине Софтли хакерские движухи имеют как бы второй смысл. Это не зловредные ботаники-одиночки сидящие сутками в своих затхлых комнатках за компом, а некая уже организация с креативными персонажами на роликах. Сам Софтли позже признавался что группа хакеров в его фильме это некая новая контркультура.
Кажется что видеоряд фильма переполнен компьютерной графикой (на тот момент очень крутой), но на самом деле это всё анимация и ротоскопирование. Деятельность хакеров также вопреки общепринятому представлению, сводится не к вредительству, а к спасению мира. Все главные персонажи зашифрованы и ведут двойую жизнь. Всё это нарочито подчёркнуто в фильме, в то время как сам сюжет остаётся крайне примитивным. Думаю что большинство критиков не разгадали замысел Софтли и порвали "Хакеров" на германский крест. Зрители тоже фильм не оценили, в итоге он дико например попал на бабки. Но Софтли совсем не расстроился и пошёл снимать следующий.
«Крылья голубки» «The Wings of the Dove» 1997 год. Драма в исторических декорациях начала прошлого века, поставленная по роману Генри Джеймса. Продюсировали всё это Вайнштейны, а снимали в Лондоне и Венеции. В главной роли снялась Хелена Бонэм Картер. На тот момент её карьера в исторических фильмах достигла своего пика.
Надо сказать что стилистически картина почти идеальна. Однако её двойственность кроется в сюжете. По сути эту авантюрную историю о молодой интригантке, при помощи тонких кинематографических приёмов Софтли обращает в социальную драму, замешанную на чисто британском коренном расслоении общества. Сюжетный твист происходит в самом финале, когда Бонем Картер обнажается в прямом и переносном смысле.
Картину высоко оценили по обе стороны океана и закидали целой кучей ништяков. Софтли после этой постановки словил репутацию одного из самых стильных мейнстримных режиссеров. В 2001 он выпустил свой самый рейтинговый фильм "K-PAX", о котором подробно я уже излагал.
Немного остановлюсь на его особенностях в рамках сабжа. Вообще это конечно фантастика и снят именно по фантастическому роману, даже по серии романов. Но в постановке намеренно делается акцент на двусмысленности сюжета. Что это вообще, фантастика или психиатрия? Там намеренно нет никакой фантастической атрибутики, а главного героя можно трактовать и как съехавшего кукухой и как пришельца с далёкой планеты, а возможно два в одном. Однако нужно отметить что все эти твисты и перевертыши выстроены не просто так, а имеют в основе довольно глубокие общественные и нравственные размышления.
«Ключ от всех дверей» "The Skeleton Key" 2005 год. Это с виду довольно шаблонный готический триллер с вуду-худу и прочей негритянской чертовщиной. Все это как бы про Новый Орлеан, но снималось в Луизиане, довольно атмосферные локации. В главных ролях Кейт Хадсон, Джина Роулендс, Питер Сарсгаард и Джон Хёрт, который играет парализованного деда и за весь фильм выговаривает только одно слово.
Суть сюжета опять же в "чёрной" в прямом смысле магии. Молодая санитарка устроилась в отдалённый среди болот особняк, ухаживать за парализованным стариком. Сначала девушкой двигали какие-то туманные гуманистические убеждения, а потом и вовсе самоотверженность на грани героизма. Только ни к чему хорошему это не привело. Хеппи-энда не случилось.
Многие критики отметили (и это справедливо), что фильм может показаться тягучим и скучным. Там действительно мало динамики и присущего мистическим хоррорам саспенса. Но концовка неожиданная и отсутствие хеппи-энда мне лично импонирует.
Что касается особенностей по сабжу, то это самое оно. Во-первых, двойственность самой этой магии. Она вроде как существует, но если только в неё поверить, а так просто мумба-юмба. Во-вторых, это перевоплощения достигающие тут промышленных масштабов. Причём белые и чёрные меняются сущностями, забив на расовые предрассудки. Впрочем все сестры получили от британца "по серьгам". Белые аристократы - жестокие животные, а чёрные слуги - коварные колдуны. Возможно поэтому фильм не зашёл в Америке, нет там какой-то определённости и повестка не просматривается.
«Чернильное сердце» " Inkheart" 2008 год. Это полновесное фэнтези со всеми вытекающими. Фильм снят по роману одной немки, которую вдохновил Брендан Фрэйзер, сыгравший в фильме главную роль. А это вообще возможно? Оказывается да. Я вообще-то фэнтези не очень, но фильм посмотрел из "спортивного" интереса.
Суть басни в одном книголюбе, помните были такие раньше? Так вот Мо - книголюб и дочка Мегги у него тоже книголюб. Только у этой парочки образовалась одна примечательная особенность. Как только Мо начинает зачитывать вслух (а это он любит), то всё что он зачитал возникает в реальности. Казалось бы, ну возникает и возникает, хрен с ним, кого это колышет вообще. Только есть один нюанс, как говорят теперь в политике. Взамен, из реальности в книжку "улетает" какой нибудь чел. На этот раз "улетела" жена Мо. Допрыгались. И вот Мо с дочкой, в полном ахуе, думают как бы вернуть мамашу. Им знаете-ли пофиг что куча народу уже перемещена их усилиями в инородную среду нашей реальности. Например вот Пыльнорук. Кстати, я так и не понял почему чувак Пыльнорук, хотя он манипулирует вовсе не пылью, а огнём. Есть ещё глав злодей Козерог(!), натуральный единорог, летающие обезьяны и черт знает что ещё. Все они чего-то хотят от Мо, каждый в меру своей упоротости.
В общем такая вот букинистическая эпопея с конями. В чем её смысл? Немка-писательница сказала что всё это побудит детишек читать книжки. Я бы добавил "её книжки". Кстати по фильму сразу забабахали шутер, так что у детишек таки есть альтернатива. Что же касается фильма, то его видеоряд очень даже не плох, причём утверждается что намеренно прибегали к " ламповым" спецэффектам, избегая цифровых. Что же касается сабжа, то в сюжете все примочки налицо. Твисты с перемещениями и трансформациями героев, настолько переполняют сюжет, что создаётся впечатление полной чехарды. Ну, на то оно и фэнтези.
"Trap for Cinderella " или "Ловушка для Золушки" 2013 год. 100% детектив по роману Жапризо. Всецело британский фильм с Миддлтон, Роуч, Керри Фокс и т. п. На сегодня самый малоуспешный фильм Софтли, не принятый ни зрителями ни критиками. Хотя картина снята точно в эстетике классического детектива, но видимо подобный жанр сегодня не ко двору.
Что же касается сабжа, то все составляющие там присутствуют. Если кто помнит роман, то там речь идёт о двух подругах, которые меняются личностями в результате подстроенного несчастного случая. Собственно весь фильм идёт очень нудное осознание героиней того кто она вообще такая. С обязательным твистом в конце. Ну а дальше Софтли видимо решил добить все оставшиеся жанры в данном контексте и снял настоящий "хоррор с автостопщиком".
"Curve" или "Изгиб" который наши локализаторы перевели как "Кривая линия". Фильм вышел в 2015 году на студии Blumhouse, той что когда-то была Мирамакс. Это очень камерный фильм, с практически двумя персонажами которых исполняют Джулианна Хаф и Тедди Сирс.
Сюжет предельно прост и штампован на каждом изгибе. Мэллори едет на своём кроссовере по какой-то богом забытой местности, у неё глохнет мотор, а Кристиан тут просто тусовался у обочины (трамвая ждал) и машину Мэллори починил с одного пинка. Она его за это подхватила, а он оказался маньячилой.
Далее сюжет делает небольшой кульбит, вернее кульбит делает автомобиль Мэллори (это она так хотела освободится), которая оказалась не в меру решительной. Вот только Кристиану хоть бы что, а Мэллори зажало в перевёрнутой машине. С этого момента между этими двумя будут происходить в основном психологические поединки. Казалось бы, какие из этого сюжета можно извлечь подтексты и замастырить двойственности или твисты? Ан нет. Софтли и тут постарался, правда оставил всю мякотку для финала. И на этом кажется завязал со своими играми. Во всяком случае с 2015 года он поставил только лишь одну короткометражку и мини-сериал (кстати неплохой). Так что если чувак не ушёл в домоуправы, то ждём ещё чего нибудь такого.