Пятнадцать лет назад, 19 марта 2010 года, у себя дома была убита Идея Гаранина, один из самых талантливых и оригинальных мастеров искусства ХХ века. Она делала кукольные мультфильмы, один другого лучше. Впрочем, не только кукольные.
Её творчество попало в промежуток – у неё не было аудитории, поскольку мультипликация» - анимационное кино – в СССР, да и не только в СССР, считалось детской забавой, а фильмы, для восприятия которых требовалось взрослое сознание, были своего рода «искусством для искусства», не воспринимаемым публикой.
Идея Гаранина начала с «нормального» мультфильма – «Паучок Ананси и волшебная палочка». Впрочем, те немногие зрители, которые знакомы с африканской мифологией и одновременно достаточно лишены снобизма, чтобы интересоваться мультфильмами, могли оценить тонкость работы, вполне сравнимую со странным фильмом Василия Ливанова «Самый, самый, самый»: тёмная мифологическая материя подавалсь нарочито легко и непринуждённо, при том, что было ясно – сама Гаранина прекрасно знает, кто такой Ананси.
Но следующая работа Гараниной даже не пыталась притворяться «нормальной» мультипликацией. Это была грустная японская волшебная сказка «Журавлиные перья», кукольный мультфильм, сразу вознёсший Идею Гаранину на уровень Николая Серебрякова, Вадима Курчевского и Кихатиро Кавамото.
Потом был ещё более сложный в художественном плане (хотя более противоречивый) кукольный фильм – «Бедная Лиза», по Карамзину. Очень трогательное, завораживающе сентиментальное повествование предназначалось... кому? идеальному зрителю? Для того, чтобы по достоинству оценить замедленный ритм и изысканную эстетику «Бедной Лизы», надо быть весьма продвинутым культуртрегером. Фильм был настолько мимо ожиданий публики, что до сих пор в интернете нет нормальной оцифровки этоой удивительной картины.


Но, как бы там ни было, «Бедная Лиза» оказалась пробой пера, упражнением перед подлинным шедевром Идеи Гараниной – «Балаган», по коротким пьесам Фредерико Гарсиа Лорки "Любовь Дона Перлимпина", "Чудесная башмачница" и "Балаганчик Дона Кристобаля". Пересказывать этот мультфильм – неблагодарное занятие, потому что это поэзия в чистом виде. Не так уж много в мировом кинематографе фильмов, способных на то, что сделала Гаранина в «Балагане», переключив вульгарный похабный фарс на высокую трагедию. «Балаган» - настоящий шок, кулаком по переносице, так что искры из глаз.
Выше этого уровня, увы, не подняться, поэтому следующий (полнометражный, между прочим) фильм Идеи Гараниной для меня не более чем «отдых воина», хотя, наверно, многие (и сама Гаранина) со мной не согласятся и скажут, что это «опус магнум» великого режиссёра. В «Кошку, которая гуляла сама по себе» Гаранина вложила неимоверно много, причём использовала практически все известные на тот момент анимационные методики. Но, наверно, я слишком не люблю Киплинга... Для меня главным фильмом Гараниной остаётся «Балаган».
Потом последовал саркастический комментарий к распаду СССР – «От того, что в кузнице не было гвоздя», сделанный наскоро, в технике перекладки, и таинственный «Ёкселшь-моксель», коий я не видел, поскольку он относится к числу тех многих фильмов 90-х годов, которые попросту нигде не показывались.
Вот.
А несколько дней назад умерла великая Софья Губайдулина, написавшая музыку к «Балагану» и «Кошке»... Они все уходят.
Подробнее https://alexander-pavl.livejournal.com/269894.ht...