На 8-е марта 2025 года приключилась со мной нечаянная радость. В составе кавер группы «АСВ» я оказался в Вологде, с концертом. Одна ночь в проходящем через Москву поезде «Смоленск-Мурманск» и в 12 часов по полудню мы на месте. А поскольку выступать нам надо было только в 20-00, то я решил съездить в музей деревянного зодчества Семёнково.
В Вологде до этого момента я бывал неоднократно, бессчётное количество раз проезжал мимо, но по разным причинам так и не доехал до Семёнково. А очень хотелось. И вот такой случай!
Сказано — сделано. Вызвал такси, что бы времени точно хватило. Время в дороге около 20 минут. Стоило это мне 590 рублей, из центра. А вообще до Семёнково 15 километров по направлению к Кириллову и Вытегре.
Надо сказать, что было достаточно прохладно, место открытое всем ветрам и в отличие от Москвы всё в снегу, как и положено в марте. Однако несмотря на хмурую погоду и плотное небо на душе было радостно и волнительно. Весь музей как на ладони, всё видно. За ним лес. Но очень мало растительности. Северным деревням это не свойственно. Было бы уютнее если бы росли ели, рябины. Впрочем, когда в 1992 году открывали музей, планировали к размещению 14 секторов, и на плане видно, что некоторые объекты находятся в окружении леса. Сейчас вся экспозиция занимает всего 12 Га, хотя выделено под музей 90 Га.
Первоначальный Генплан
Билет стоит 200 руб. Вхожу. И первой встречает меня часовня Ильи Пророка 19 века. Обычная, клетского типа, каких много на Севере. На двускатной крыше небольшая лемеховая главка с крестом.
Лично для меня в этой "обычности"и есть особое очарование. Именно про такие часовни говорил известный архитектор — реставратор А.В. Опполовников - "старая и добрая как мамина сказка"
Иду дальше по дорожке. По левую руку от меня стайка мельниц. Я как-то к подобным сооружениям отношусь «не очень», хотя и сделал несколько макетов мельницы из Кижей.
Мой макет
Сразу за изгородью лежат круглые камни, видимо жернова. Силуэты мельниц очень живописны и придают некую сказочность окружающей местности.
Ну а дальше сказка не кончается, наоборот я всё больше и больше погружаюсь в неё, в сказку под названием Русский Север!
Начинаю с расписной избы. Это дом Копылова. Нарядный, весёлый, но мне он понравился меньше всего. Слишком пряничный, какой-то лубочный. Не очень то свойственно северному зодчеству такая вот «весёлость».
Дом Копылова
На Севере часто расписывали скаты свесов кровли, наивно и очень душевно, и иногда наличники окон.
Есть в Финляндии копия дома карельского крестьянина Бомбина, так вот он тоже был расписан.
Дом Бомбина в Финляндии.
Ну а у Копыловского дома с росписью на мой взгляд перебор. Подвело, так сказать, чувство меры. Внутри, в натопленой горнице сидит тётенька, с которой очень душевно побеседовали. Очень хороши заборки - расписные шкафчики с традиционной (как раз) росписью.
На выходе решил заглянуть на хоз. половину. Там стоит макет амбара в масштабе так примерно 1:2. На его примере, я так думаю, можно понять принцип безгвоздевой конструкции простого сруба.
У меня есть похожий макет. Только из Карелии.
Мой макет
Следующий объект - дом Пудовой. Вот это дом так дом! Пятистенок, первый этаж летняя изба, второй этаж - зимняя. На каждый этаж отдельное крыльцо. Это самый длинный дом в музее.
Большой, резной балкон - главное украшение этого дома. А какой конь-охлупень! "Конь на крыше-в доме тише!" И даже без росписей выглядит убедительно красиво и достойно.
Система потоков (водоотводы), выдолблены из цельных брёвен. Гениально!
Внутри, в холодной части дома экспозиция на тему рубки срубов: - "в обло", "в лапу", "в реж".
Жилая, тёплая часть дома. Удивительно, приглушённая цветовая гамма, совсем нет белого, а как уютно и гармонично!
И вновь шкафы - заборки. Заборка это забор, стенка между избой и "бабьим углом"-кухней. В Архангельской области мне встречались заборки с двухсторонними дверками, т. е. открывать их можно было как из избы, так и из кухни. Удобно однако.
Вход в "бабий угол"
А вот и печка! Сердце дома! Везде куда я заходил печи были топлены. Запах берёзовых дров, и ни каких электрообогревателей. Поэтому ощущение было такое, что заходишь не в музейный объект, а в гости к соседям или родственникам. И вид самой печки! Она мне напомнила печку из советского мультика "Вовка в тридевятом царстве", где он пёк пирожки.
Надо сказать, что из одиннадцати домов открыты для посещения только шесть. Но в следующий дом, — дом Жукова, я не попал по другой причине. Дело в том, что было время обеда и меня предупредили ещё на кассе, что смотрительницы домов могут обедать и дома будут закрыты. Надо просто зайти попозже. Вот этот дом.
Ну, понятное дело, крестьянин Жуков, а это его дом, был зажиточный. Скажу сразу — потом в него я так и не зашёл. Забыл, запутался, но зато снаружи весь посмотрел.
Суровая красота
Эта улица домов заканчивается, поворачиваю налево и упираюсь в баню «по-чёрному».
Баня «по-чёрному» — это моя любовь, это моё детство, это моя ностальгия. Может это кого-то удивит, но я сугубо городской житель в такой вот бане мылся до 18 годов каждое лето. Дело в том, у моей бабушки, в Заозере на моей малой родине была именно такая баня «по-чёрному»
Точь в точь как в детстве.
Была она правда более ветхая и гораздо "почернее", но суть та же. Влажный запах берёзовых веников и тех же берёзовых дров до сих пор у меня в памяти. А ещё дешёвое земляничное мыло! У-у-у! Кайф!
В этот дом не пускают. Это дом Поповой. Богатырь, шестистенок. Видимо интерьеры пока не готовы.
В Семёнково много амбаров. И на удивление, до чего разнообразны их формы и конструкция! Казалось бы простой амбар, ан нет, и здесь принцип: - "как мера и красота скажут".
Приделай на конёк главку с крестом - вот тебе и часовня!
Следующий дом куда можно зайти это дом Юрова. Ещё один богатырь
Привлекает шикарное одностолпное крыльцо. Захожу. В этом доме музей масла. Вологодского естественно.
В холодной части дома различные приспособления для изготовления масла, обработки молока и т. д.
Какая-то приспособа
Можно узнать о породах коров, которых заводили в этих краях.
В хлеву
А в хлеву такая вот инсталляция. Есть и звуковое сопровождение. Мычат коровы, блеют овцы, хрюкают поросята. Прикольно. Я посоветовал смотрительнице добавить ещё и запах навоза (слегка). Посмеялась.
В тёплой избе проводят мастер класс по изготовлению масла для организованных групп. Сразу можно и попробовать своё творение. Меня туда тоже не пустили. Но в этом огромном доме есть ещё и кафе - блинная, что оказалось очень кстати. Тут я посидел 15 минут с блинами с маслом, и чаем.
Дом Попова. Этот дом закрыт для посещения. Как гласит табличка на входе - на реставрацию. Сперва этот пятистенок мне не понравился, потому как обшит тёсом, но почитав про него выяснил, что это пожалуй самый старый дом в музее. А именно начала 19 века. А обшит он был только в 1862 году.
Как всегда шикарно-приветливое крыльцо. Просто сказка! И очень изящные потоки.
Ещё два дома в которые не пускают. Дом Болотовой и дом Кочкина. В первом оригинально поставлена зимняя изба, перпендикулярно основному объёму. И конечно же хорош балкон с ажурной сквозной резьбой.
Второй дом - дом как дом. Внутри не был. Не вижу смысла описывать то, чего не видел. Всё можно прочесть в сети, я же просто хочу поделиться своими, некоторыми впечатлениями. Мне он показался интересен тем, что подклет в летней горнице (справа) выше и пол там двойной, для вентиляции.
А вот этот небольшой дом Слободиной интересен. Здесь жил бобыль - охотник и это сразу видно.
Дом небольшой, в три окна, на высоком подклете. Уже в сенях стоят лыжи, что говорит о роде деятельности хозяина.
В избе развешены шкуры волка, лисицы и еще какие-то мелкие.
Жилище скромное, но явно не бедное. Венские стулья, дорогой шкаф и фарфоровая посуда тому доказательство. А смотрительница ещё добавила, что фарфор то не простой, а Кузнецовский! Вот так!
Ну и наконец я зашёл в последний дом, дом Храпова. На самом деле он стоит первым, но я начал то осмотр с расписного дома Копылова, а он по счёту второй.
Дом Храпова
Большой пятистенок, с подобием гульбища, не характерным для Вологодчины. Чаще его можно увидеть в Карелии. Взвоз который поднимается на поветь.
Взвоз.
Изумительно красивый балкон украшенный пропильной резьбой с причудливым орнаментом. Но не менее интересно и внутри дома.
Вологодское кружево!
Внутри воссоздана деревенская школа и ещё, как бы приемная сельского старосты.
Деревянные парты отличаются размерами, для детей разных возрастов. Я посидел за одной, прикольно! Вспомнились младшие классы, я успел поучиться за такими партами.
Несмотря на небольшую площадь музея «наполненность» оказалась достаточная, мне хватило, и это только гражданское зодчество. Но у меня оставался ещё один объект, очень важный, для меня: — Георгиевская церковь Поцкого погоста 17 века.
Эту церковь я знал с 1989 года, и, честно говоря, чуть не охренел, узнав о том, что в Семёнково стоит макет-новодел. Как так!? Музей создавался в 1982-83 х годах и тогда же было принято решение о переносе храма со своего исторического места. Вот фото 1989 года. Церковь пока ещё стояла.
1989 год.
Горе-чиновники от культуры благополучно дождались 1993 года, когда шатёр рухнул. Было принято решение о перевозке памятника в музей, в Семёнково. Я так понимаю, что было что перевозить. Перевезли. А вот тут начинается самое интересное. Собирать стали только в 2004 году, через одиннадцать лет, и оказалось, что собирать то и не из чего. Всё дерево оказалось не годное. Это как так! Как хранить надо было, что бы всё сгнило? Ей богу материться хочется!
Точно такая же история случилась со старейшей деревянной Благовещенской церковью Подмосковья, близь Сергиева Посада. Я писал об этом. Чудом удалось избежать той же участи Варваринской церкви в Заонежье. И это не 90-е годы, а фактически наши дни. Есть и ещё примеры. И ведь это уникальные памятники деревянного зодчества!
А церковь хороша! Стройная и очень изящная.
Двухвсходовое крыльцо — просто произведение плотницкого искусства!
Восьмерик с шатром стоит не на стенах четверика, а на внутренних балках. В этом уникальность этой церкви. Поэтому весь верх церкви визуально очень лёгкий и стремится как бы ввысь.
Интересна конструкция алтарного прируба на два престола. Мы знаем церковь как Георгиевскую, а она ещё Бориса и Глеба.
В 2024 году возвели рядом с Георгиевской церковью звонницу «о четырёх столбах». Нашли архивные фото и воссоздали копию. 8 декабря, на Егория зимнего освятили 7 колоколов.
Вот и закончилась моя «Нечаянная радость». Последний раз я был на Севере в 2015 году, в Кенозерье. И вот вновь я в этих краях. Ну здравствуй Русский Север... и до свидания!
Спасибо Вологодскому «Oliver pub» за приглашение. Вечером отыграли концерт и ночным поездом обратно в Москву.