Сегодня мы коснемся одной из моих любимых тем - сочетание истории, техники и флота. Кто-нибудь задумывался, сколько может прослужить корабль? Сколько лет самому старому действующему кораблю российских ВМФ? Аврора это вообще оригинал или реплика? Попробуем разобраться в этой теме.
Фото с fleetphoto.ru. Крейсер "Аврора" на вечной стоянке
Стоит сказать, что срок службы корабля во все времена был небольшим и обычно не превышал 30 лет. Данная цифра касается практически всех эпох без исключения.
Естественно, первым материалом, из которого стали строить корабли, было дерево. Разные породы древесины по-своему реагируют на соприкосновение с водой, но для строительства самого корпуса судна обычно использовался бук или дуб, как наиболее прочные породы. Даже при таком выборе редкий корабль мог прослужить и 15-20 лет.
Конечно же, были суда, чей срок службы переваливал за 20 или даже 30 лет, и тут возникает парадокс Тесея. Суть данного явления заключается в философском вопросе: остается ли предмет изначальным, если все его части были заменены? Благодаря капитальным перестройкам и ремонтам даже в XVIII или XIX веке срок службы корабля можно было растянуть до 50-70, а иногда и до 100 лет(!). Стоит оговориться, что относится это в большей части к английскому флоту, а в русском такие "гнилушки" пускали на дрова, потому что проще, дешевле и надежней было заложить новый корабль.
Есть заблуждение, что английские суда служили гораздо дольше, чем русские, и связано это с качеством строительства. Это миф, хотя английский бук был лучшим материалом, чем наш дуб, но это давало фору лишь в пару лет, не больше, к тому же, запасы бука были быстро уничтожены англичанами.
Почему же англичане так дорожили своими судами? Всё дело в законе. Для того, чтобы заложить новый корабль, требовалось разрешение самого парламента, а вот для реконструкции судна необходимо было распоряжение адмиралтейства. Строительство нового корабля - затея дорогая, и парламент часто браковал такие инициативы. Вот поэтому англичане корабли и "реставрировали", чтобы проще было получить деньги. Конечно, это была не реставрация, а по сути, полностью создание судна с нуля, но от прежнего корабля оставались название, история и год основания. Таким образом кораблю могло быть 40 лет, хотя от первоначального проекта ничего не оставалось и судно было полностью перестроено.
Англичане настолько умело научились обходить свои же законы, что в их истории это не единственный забавный случай связанный с кораблями. В 1815 году англичане обосновались на необитаемом острове Вознесения в Атлантическом океане. Однако вскоре выяснилось, что в государственной казне не хватает средств на содержание гарнизона. Остров сделали официально кораблей и переименовали в «HMS Ascension», его использовали как стоянку для кораблей. А жителей гарнизона сделали матросами.
По этой же логике мы с вами не можем считать знаменитый крейсер "Аврора" оригинальным кораблем, построенным ещё до революции 1917 года. Реконструкция крейсера прошла в 1984 году, и тогда было заменено более 50% корпуса судна, но помимо этого были перестроены надстройки корабля. Знаменитые корабли "Виктори", "Джилланд" и многие другие тоже результат значительных манипуляций, но уже в гораздо большей степени, чем "Аврора", так как это корабли из дерева, а не из металла.
С сайта olx.kz. Знаменитый линкор адмирала Нельсона "Виктори"
А если говорить о веке XX, где, казалось бы, выпускались суда из материалов, которые явно долговечней материалов XVIII века, то тут возникает более парадоксальная проблема - быстрое устаревание технологий. Да, да! В первой половине XX века судно, которое было разработано и оснащено по последнему слову науки, техники и военной мысли, устаревало в момент закладки. А когда корабль был готов и спускался на воду, он был безнадежно отсталым, и где-нибудь рядом уже строился более современный и мощный корабль, но и он уже являлся устаревшим. Всё это оттого, что прогресс в эти годы стремительно развивался, и приходили новые технологии, и темпы строительства судов просто не успевали за ними, ведь корабль строят годами, а за это время многое могло поменяться.
Единственный на сегодняшний день полноценно сохранившийся боевой корабль XVII века - это шведский линкор "Ваза" или "Васа" - корабль не перестраивался, а был законсервирован реставраторами в специальном термобоксе-музее. Есть ещё парочка подобных кораблей, но со значительными утратами, поэтому тот же "Архангел Рафаил" я сюда включать не буду.
prestige-srv.ru Шведская "Ваза" в термобоксе
Ну а если говорить о "долгожителях" нашего флота, то здесь таковым является вспомогательное судно "Коммуна", которое было спущено на воду в 1913 году как "Волхов", а в дальнейшем переименовано. С вспомогательными спасительными судами всё немного проще, потому что по сути представляет из себя "Коммуна" катамаран для спасения подводных лодок.
Спуск «Волхов» (Путиловская верфь, ноябрь 1913 года).
"Коммуна" несет службу в составе Черноморского флота. В 2023 году судно в очередной раз модернизировано и переоборудовано. На корабле установлена современная техника и компьютерное обеспечение, имеются подводные роботы, так что корабль сильно отличается от своей версии 1913 года, но внешне всё ещё похож на первоначальный "Волхов".
"Коммуна" в бухте Севастополя 2022 год
Современной информации по судну на данный момент мало. Известно, что корабль работал над местом гибели крейсера "Москва", а в апреле 2024 года получил повреждения в результате атаки по Севастопольской бухте. Какого рода повреждения получил корабль, к сожалению, я не обнаружил.
Все эти модернизации и реставрации, естественно, существенно могут продлить жизнь кораблю. Остается ли судно после этого прежним вопрос дискуссионный и даже философский. Каждый посмотрит на это под своим углом. Но факт в том, что 30 лет - крайний срок для корабля в любую эпоху, а дальше лишь в утиль, либо масштабная перестройка.
Надеюсь вам было интересно. Если и дальше хотите следить за моим каналом то подписывайтесь в ЖЖ или переходите на мой Дзен-канал.