Лидер Van Der Graaf Generator Питер Хэммилл мог позволить себе радикально менять звучание, оставаясь при этом собой и не идя на компромисс с коммерцией. В своем пятом сольном альбоме Nadir`s Big Chance, вышедшем в 1975-м году, он примерил личину разозленного рокера, играющего три аккорда и злостно вопящего в микрофон. И многие критики, услышав эту пластинку, до сих пор называют матерого прог-рокера одним из первых панков.
В этом долгом противостоянии прога и панка победителей не было. Просто хотя бы потому, что многие панки захотели развиваться как музыканты. Но у Хэммилла произошел намеренный регресс, хотя его музыка от этого менее сложной не стала. Вероятно, он вдохновился недавно гремевшей глэм-истерией, насмотрелся на Дэвида Боуи, уверенно меняющего свои сценические личины, и сам захотел поменять свое "я" на кого-нибудь другого. Так появился альтер-эго Хэммилла Рикки Надир.
Имя было подходящим. Надир - это вертикальное направление вниз, противоположность Зениту. Поэтому в каком-то смысле Хэммилл как будто намекал на состояние, которое должно произойти с его музыкой. Своё искусственное раздвоение личности он в одном интервью прокомментировал так: "Я сидел в комнате и почувствовал, что я не один. Это длилось всего один миг, но Надир, мое альтер-эго, брал уже власть в свои руки, а я словно наблюдал со стороны...Анархическая природа Надира, этого вечного семнадцатилетнего парня, полностью подчинила меня, и мне оставалось только играть эти панковские песни и душещипательные баллады".
Что же получилось? В то время в определенном смысле диски Van Der Graaf и сольники Хэммилла были плодом работы одних и тех же людей. Формально на момент декабря 1974-го группа уже два года как была распущена, а Питер записывал один из другим сольные альбомы. Однако, собираясь вместе со своими коллегами по Van Der Graaf в студии для записи очередного опуса, Хэммилл тем самым продолжал линию развития коллектива. И вышедшие два альбома в 1974-м были логическим продолжением резкого прог-рока Van Der Graaf. Пока у Хэммила не возникло желание сделать что-то быстро здесь и сейчас.
В составе с Дэвидом Джексоном на саксофонах, Хью Бэнтоном на басу и клавишных и Гаем Эвансом на ударных, за семь дней Рикки Надир пишет альбом. Именно в этом составе VDGG распались три года назад, именно в этом составе, если забежать вперед, они соберутся вновь в 1975-м.
Нельзя назвать эту пластинку исключительно панковской. Но что-то в этом есть. Открывается она Nadir`s Big Chance - дерзким рокешником с вопящим вокалом, грубыми гитарами и крикливым саксофоном. Как будто бы Roxy Music лишились лоска. Нигилистическая лирика, выражающая недовольство Хэммилла музыкальной индустрией и обличающая деградацию музыки, соответствует артистической подаче. Как сам Хэммилл признавался, эту песню "нельзя назвать отличным примером, но она соответствуют духу музыки, возникшей в 1976-1977 годах".
Следующая за ней The Institute Of Mental Health, Burning звучит уже больше похоже на старый "Ван Дер Грааф" с маршевым ритмом, гитарами, пущенными задом-наперед и отстраненным пением певца. А вот Open Your Eyes с ее органными аккордами, синкопированным саксом и ломанными ритмами напоминает глэмового Боуи. Nobody`s Business тоже продолжает эти эксперименты со звучанием: шумные гитары, монотонный басовый рифф и пропадающий в пространстве голос напоминают и о панке, и о пост-панке.
Впрочем. на альбоме есть и баллады. Иногда Хэммиллу они удавались, становились частыми номерами на концерте. Вот Been Alone So Long как раз из таких. А меланхоличные Pompeii и Shingle Song раскрывают вокал Питера в ином ракурсе: не рычащий, а томный и спокойный.
Предпоследняя Birthday Special звучит как натуральный панк, причем на одном аккорде. Но в этом чувствуется как будто бы влияние и модов, но Хэммиллу удалось настолько сильно приблизиться к звучанию 1977-го года, что кажется невероятным, что это исполняет человек, до этого записывавший длинные прог-роковые сюиты по 20 минут.
В то время слушатели и критики были в недоумении. Рецензенты отмечали "глэмовую" составляющую альбома, искали сходство с хард-роком, но не предполагали, что парой лет спустя этот звук будет доноситься от десятков панк-групп. И тем самым Хэммилл заработал себе славу новатора, выразившего мысли и идеи, которые на самом деле витали в воздухе. Не спроста в эфире Capitol Radio в 1978-м году Джон Лайдон включал песни с Nadir`s Big Chance, нахваливая фронтмена VDGG и говоря, что "все, что он делает ,чертовски здорово". Неплохой комментарий от парня, делавшего вид ,что ненавидит прог-рок!