«Большие рыбы поедают малых», гравюра 1557 года работы Питера ван дер Хейдена по рисунку Питера Брейгеля 1556 года –
Источник.
Работа Питера Брейгеля Большие рыбы поедают малых демонстрирует сюрреалистическую, каннибалистическую большую жратву на береговой линии: неудачный поворот событий в рыбацком путешествии отца с сыном. Устрашающе большая рыба была выброшена на берег. Из её зияющего рта, а также из разрезаемой по центру туши, вырываются два потока по всей видимости голодных жителей моря. На суше и на море значительного размера рыбы барахтаются в погоне за теми, кто помельче, в то время как угри гоняются за угрями, и кое-кто становится пищей разного рода хищных моллюсков. Надпись на фламандском под этой сценой, сопровождающая гравюру Питера ван дер Хейдена 1557 года, придаёт обиходный оттенок
популярной пословице: «Смотри, сынок, мне давно известно, что большие рыбы поедают малых». И сидящие в лодке отец с сыном, дружно тыча пальцем на происходящее безумие, своими руками замечательно обрамляют отдельно стоящее латинское слово: ECCE. Смотри!
Брейгель Старший (прибл. 1525–1569 гг.) нарисовал
прототип «Больших рыб» в 1556 г., создав филигранно текстурированную иллюстрацию, нанеся её на бумагу серой и чёрной тушью. В то же время, по всей Европе печатное дело набирало обороты и стало особенно популярно в Антверпене, ставшем для Брейгеля вторым домом. Это движение в сторону увеличения производства печатной продукции отчасти возглавлял давнишний издатель Брейгеля,
Иероним Кок, благодаря влиянию которого, по всей вероятности, у нидерландского художника выработался интерес к гравюре. Есть мнение, что нарисованная Брейгелем версия «Больших рыб» была создана с тем, чтобы руководить рукой гравировальщика, о чём свидетельствует исключительное внимание к глубине. Вода проработана тонкой штриховкой; пунктир на спине чудовища обеспечивает мягкие переходы тонов.
«Большие рыбы поедают малых», исходный рисунок Питера Брейгеля -
ИсточникНаконец, иллюстрация Брейгеля была выгравирована по меди Ван дер Хейденом, который следовал за рисунком с безукоризненным мастерством. Монограмму Ван дер Хайдена можно найти в нижнем левом углу, напротив клейма издателя, “Cock. EXCV. 1557”. А прямо над покоящимся веслом отца, как будто оставленные для того, чтобы украсить песок, видны слова: «Иероним Босх изобретатель». Примечательно, что Босх умер в 1516 году, что означает, что,
вероятнее всего, Кок воспользовался его именем благодаря тому, что оно было широко разрекламировано, или в качестве дани уважения его явному влиянию на Брейгеля. Рыба размером с человека, у которой неожиданно выросли ноги в шлёпанцах, бредущая вдаль с рыбиной поменьше во рту, явно является отголоском художественного наследия Босха.
В работах Брейгеля часто показаны сцены крестьянской жизни, с намерением проиллюстрировать различные древние поговорки. В картине хаотического поглощения, описанной им в «Больших рыбах, поедающих малых», урок больших рыб, пожирающих своих меньших собратьев, может указывать на общее ощущение несправедливости, чувство, что хищничество имеет врождённую, инстинктивную природу. Богатые эксплуатируют бедных; сильные бьют слабых. Своей популярностью эта поговорка
может быть обязана книге Эразма Роттердамского «Адагии» (пословицы – прим. перев.), сборнику греческих и латинских пословиц, собранных в начале шестнадцатого века, в который входит: «Serpens ni edat serpentem, draco non fiet» (Змея не станет драконом, если не съест другую змею). И всё же, хотя Эразм возможно и сыграл свою роль зацементировав поговорку в народных канонах, наблюдение за хищническим отношением к представителям собственного вида можно найти ещё у Аристотеля, в его
«Истории животных». В ней
Аристотель отмечает, что «Как правило, большие рыбы ловят ртом тех что поменьше», и «все рыбы поедают своих сородичей, с единственным исключением в виде умбрины и кефали». В эту историю входят мириады описаний морской диеты, включая иерархию угрей и раков, и плотоядные наклонности определённых моллюсков, вроде гигантской тридакны зажавшей в своих створках рыбину на рисунке Брейгеля.
Учитывая, что издательство Кока, Aux Quatre Vents, в первую очередь было рассчитано на образованную публику, заключавшаяся в «Больших рыбах» пословица должна была быть с лёгкостью узнана и интерпретирована. Несмотря на это, со временем гравюра стала источником
различных адаптаций. Более поздняя версия была напечатана
Иоганном Галлем в середине 17-го века, и в неё были добавлены несколько поясняющих текстов. Над изображением помещена фраза на трёх языках: «Притеснение бедных. Богатые притесняют вас своей властью. Послание ап. Иакова, 2:6». Возможно,
наиболее открыто политическая адаптация, однако, была выпущена анонимным гравировальщиком ок. 1619 г., трансформировав пословицу в целенаправленную критику. Художник открыто подписал каждый фрагмент изображения, где наиболее значительным ярлыком была надпись на гигантской рыбе «Барневелтский монстр», отсылающая к Йохану ван Олденбарневелту, неоднозначно воспринимаемому бывшему Канцлеру Соединённых Провинций Нидерландов. Его тело быстро распарывает «нож праведности», оружие, находящееся во владении Морица Оранского, в итоге ставшего политическим противником Олденбарневелта. Здесь голова нападающего повёрнута кверху, обнажая его лицо, в отличие от оригинальных гравюр, где лицо его скрыто шляпой. Каждая из рыбин, сыплющихся из раненого тела Олденбарневелта, названа именем лидера Партии голландских государств, республиканской политической фракции, выступавшей за суверенитет провинций. Гибрид рыбы и птицы продолжает парить над сатирической сценой, но теперь красуется двумя небольшими рожками. А преисполненная ребячьего благоговения надпись ECCE внезапно наполнена явной социально-политической значимостью. Что значит усесться поудобнее и просто «смотреть»?

«Большие рыбы поедают малых», гравюра анонимного автора 1619 года, сатирическая адаптация рисунка Питера Брейгеля по поводу свержения Йохана ван Олденбарневелта –
Источник.
Текст оригинала: Палома Руис (
Paloma Ruiz)
Перевод текста,
опубликованного на ресурсе
The Public Domain Review, для ресурса
XX2 ВЕК.
Подробнее https://shoomann.livejournal.com/58819.html?m...