Возможно, кому-то из вас посчастливилось, и вы видели голую женщину
Думается, что женщины с более высокой долей вероятности могли лицезреть сие.
Произойти это событие могло, безусловно, естественным путем, либо при осмотре произведений Гогенов, Роденов и прочих всеразличных Рембрантов.
К первому варианту мы еще вернемся, хотелось бы заострить внимание на втором.
То есть, речь пойдет об изображении обнаженной женской натуры в произведениях искусства.
И начало было положено… «Древними греками, сиречь эллинами», - скажете вы.
Так, да не совсем так.
До IV века до н.э. создавать статуи обнаженных женщин, а также рисовать их на амфорах считалось весьма неприличным.
Тогда же как обнаженную мужскую натуру – пожалуйста. Это, ради Зевса, можно. Хоть статуи, хоть рисунки на тарелках. Единственное требование – размер достоинства должен быть небольшим. Такое было негласное правило. К тем, кто нарушал, приходили легионеры и замеряли штангенциркулем.
Образец канонического древнегреческого искусства
Времена тогда были простые – могли и голову снести скульптору и его статуе. Поэтому мы и находим многие древние произведения без голов.
Конечно в высокодуховных Афинах и Спарте смелых изобразить голую женщину было мало, но все же и там нашелся свой Хью Хефнер античного мира.
Но одно дело вырезать из камня, другое – выставить на показ.
В 350 году до н.э. афинскому скульптору Праксителю Младшему была заказана статуя Афродиты для храма на острове Кос. Скульптор выполнил заказ в двух вариантах – одну фигуру он выполнил в традиционном стиле, то есть одетую, а вторую – полностью обнаженную, выставив при этом заказчикам одинаковую цену как за первую, так и за вторую.
Несмотря на то, что остров Кос был периферией, и там особо не проверяли, его жители выбрали более пуританский, первый вариант. Обнаженная же статуя осталась у скульптора.
Узнав от соседей-косцев, что у афинского скульптора есть уже готовая статуя Афродиты, жители города Книдос решили приобрести обнаженную статую для своего храма.
Одна из сохранившихся реплик
И не прогадали.
Основанный дорийцами, расположенный на Триопийском мысе Книдского полуострова (ныне – турецкий полуостров Датча), город Книдос был одним из городов дорийского союза, поэтому, в отличие от Афин, у них были свои понятия о нравственности с откалиброванными в правильную сторону штангенциркулями.
Поэтому они поставили статую в центре круглого храма (примерно 17 метров в диаметре), построенного по принципу моноптера, то есть, не имеющего несущих стен – кровля поддерживается колоннами. Сооружение было построено, понятное дело, в дорическом ордере.
Руины Книда
(какие там еще ордера бывают… дорический, ионический, тосканский, ордер на обыск…)
Помимо дорического ордера в храме Афродиты присутствовали, конечно же жрицы богини, иными словами – жрицы любви.
И надо отметить одну позитивную традицию, присутствовавшую в храме Афродиты – отказываться, равно как и отказывать посетителям было не принято.
Ну вы поняли. Хорошее место, короче говоря.
Слава об обнаженной Афродите Книдской быстро стала распространяться, и в Книдос потекли многочисленные паломники, дабы узреть шедевр Праксителя Младшего. Торговля стала идти интенсивнее, городская инфраструктура получила развитие. В Книде появились большой и малый театры, МХАТ имени Чехова и другие полезные вещи, такие как фонтан Афродиты, например, (он сохранился).
Афродита Книдская стала настолько знаменитой, что стала самой копируемой статуей античного мира. И благодаря этому обстоятельству мы можем и по сей день созерцать в том или ином музее статуи обнаженной Афродиты. Но оригинал, к сожалению, не сохранился – в V веке нашей эры Византийцы вывезли из Книда статую Праксителя в Константинополь, где она и была утрачена в период политической нестабильности Византии.
Южная гавань
Книдос имеет две гавани – северную и южную. Одна была предназначена для военных судов, другая – для торговых. Сложно сказать, где стояли торговые суда, а где военные, но в современном состоянии южная гавань неплохо сохранилась, так как даже остался волнолом на входе – в нее как раз мы и заходили при встречном ветре в 20 узлов. Был риск, но мы справились с управлением и аккуратно пришвартовались к причалу. Северная же гавань в настоящее время довольно мелкая, там стоят только лодки турецких рыбаков, яхта там не пройдет по осадке.
Книдос обезлюдел в XII веке нашей эры, видимо в результате сильного землетрясения, так как нет исторических свидетельств о каких-либо военных действиях.
Древняя сантехника
Руины Книдоса весьма живописны, и мы не зря потратили время и силы, карабкаясь по склонам гор и ступеням древних амфитеатров, любуясь остатками дорических колонн и статуй, сохранившимся фундаментом храма Афродиты Книдской и древними мраморными унитазами.