Как можно быть гитаристом Оркестра Джеймса Ласта и стать пионером хэви-металлической гитары?
24-04-2025, 08:12 5
Сколько их, гитаристов, предвосхитивших своей игрой и музыкой хэви-метал? Айомми, Блэкмор, Пейдж, Тони Бурдж из Budgie, Гленн Типтон из Judas Priest? В этом пантеоне много имен как известных, так и неизвестных. Но есть среди них один человек, кто сочинил несколько очень злых и тяжелых риффов в начале 1970-х, но в своей карьере засветился в совершенно разных коллективах. И зовут его - Петер Хесслейн.
Думаю, меломанам известно название Lucifer`s Friend. Группа известна прежде всего потому, что вокалистом в ней был Джон Лоутон, позже перешедший в Uriah Heep. Однако, сама группа оставила десяток альбомов, и иногда эта музыка была очень тяжелой для своего времени. Гитаристом и одним из основных авторов в ней был Хесслейн. И на одном "Друге Люцифера" его послужной список не заканчивается.
При этом, Хесслейн - человек загадка. Его дискография - его биография. Адекватных фактов о его жизни крайне мало. Зато записей очень много. И в них можно даже запутаться. Поражает их разнообразие. Поэтому, предлагаю немного разобраться.
Родился Хесслейн 26 января 1947 года. В 12 лет стал играть на гитаре, вдохновляясь сначала американским рок-н-ролллом, а затем The Beatles и Shadows. В 18 решил посвятить свою жизнь музыке окончательно, поэтому следующие несколько лет подрабатывал студийным гитаристом, пока не попал в группу The German Bonds - они, как и Rattles, например, стали стартовой площадкой для немецких рокеров, позже образовавших такие группы, как Hells Preacher Inc, Bokaj Retsem, а затем и Lucifer`s Friend. Своих собратьев по "Люциферу" Петер встретил как раз там.
В 1970-м году Петер создаст Lucifer`s Friend. Но по факту будет существовать несколько групп с разными названиями, где играли практически одни и те же музыканты. Постоянными спутниками Петер были: Петер Хехт - клавишные, Дитер Хорнс - бас, Йоахим Райтенбах - ударные. В 1970-1971-м, то ли из-за контрактных обязательств, то ли из-за денежной нужды, эти ребята записали несколько альбомов. История умалчивает, к чему была такая фанатичная плодовитость, но как факт, мы имеем:
1)Альбом группы Brother T. And The Family (Хесслейн, Хорнс, Райтенбах) - Drillin` Of The Rock (1970)
Не заставил себя долго ждать и первый альбом "Друга Люфицера". Это был очень злой и тяжелый для своего времени хард-проговый альбом, где слышались отголоски и Led Zeppelin, и Deep Purple, и Black Sabbath, и Uriah Heep, но всё равно звучало как-то по-своему. Конечно, хитом альбома стала Ride In The Sky, в основном из-за своей схожести с Immigrant Song "Цеппелинов", и меломаны спорят до сих пор, пытаясь узнать, какая из песен вышла раньше. В общем, как похожа песня, так и не похожа.
Но на альбоме были и другие здоровские хард-роковые номера. Например, Toxic Shadows, с органным вступлением, тяжелыми риффами и мощной ритм-секцией. Лотон неотразим, отлично себя чувствует в роли хард-рокера. А одноименная Lucifer`s Friend с пугающим вступлением и нагнетаемым саспенсом делают песню незабываемой.
С первым альбомом группа увековечила себя в истории, как пионеров хэви-метала. А вот следующие альбомы уже не будут такими однозначными: второй альбом Where The Groupies Killed The Blues, вышедший в 1972-м году, был продуманнее, отвечал критериям прогрессив-рока. Настоящий шедевр, где Хесслейн и Хехт показали себя отличными авторами песен, соединяя классические мотивы, приблюзованный хард-рок, симфонические аранжировки и даже авангард.
Последовавший третий альбом I`m Just A Rock`n`Roll Singer был возвращением к хард-року. Однако, влияния предыдущей пластинки сохранялось, особенно в песнях, где присутствовали духовые.
И это было предвестником неожиданного поворота группы в сторону джаз-рока, который можно было услышать на альбоме Banquet : два длинных эпических номера, три относительно коротких пьесы, с духовыми и струнными, электропиано и перкуссией. Chicago, Blood, Sweat and Tears, Santana - вот источники вдохновения. И Хесслейн отлично справился со своей ролью, играя что-то а-ля Сантана.
Казавшийся незыблемым состав Lucifer`s Friend стал меняться. Барабанщика Райтенбаха сначала сменит Дитер Борнголд, ветеран немецкого бита 1960-х, а на следующем альбоме Mind Exploding, последнем, записанном с Лоутоном перед его уходом в Uriah Heep, за барабаны будет отвечать Курт Кресс. Впрочем, тоже не последний музыкант в немецком роке.
Однако, все эти шесть лет Хесслейн занимался и другими проектами. Его таланты сессионного гитариста пригодились на стороне: это были как краутроковые исполнители, как Okko и Propeller, так и эстрадные исполнители. Лоутон, ставший членом Певцов Леса Хэмфри, привел в коллектив и коллег по Lucifer`s Friend. Хэмфри, захотевший под псевдонимом записать рОковую пластинку, придумал коллектив Megaton. Главная "изюминка" единственной пластинки - песня Niagara, напоминающая сами знаете кого.
1971-1973 годы для Хесслейна, Хехта и Хорнса - записи на стороне, постоянная работа. The Pink Mice продолжили свои эксперименты над обработкой классики, а затем переключились и на эстрадные хиты, записав две анонимных пластинки для лейбла Miller под названием The Fantastic Pikes. Послушайте всем знакомый "Попкорн" - это те же самые Lucifer`s Friend...
Эксперименты группы с духовыми совпали с тем, что члены группы попали в оркестр самого Джеймса Ласта. И до начала 1980-х Хесслейн был гитаристом у дирижера. Если вы слышите рок-номера в исполнении оркестра, то наверняка там играет на гитаре Петер. Да и не только рок-номера.
Участие в эстрадном оркестре дало Хесслейну возможность играть и в других известных ансамблях, например, в Panik Orchester Удо Линденберга.
История Lucifer`s Friend с уходом Лоутона не закончилась. Его сменил Майк Старрс из группы Lake, записав с группой два альбома - Good Time Warrior и Sneak Me In. В одном из интервью Петер утверждал, что группа в то время много гастролировала, и однажды делила сцену с Van Halen. Общение двух гитаристов очень повлияло на Хесслейна, он стал присматриваться к новой музыке.
А ушедший из "Хип" Джон вернулся к "Люциферам", после чего увидели свет альбом Mean Machine, а попутно Хесслейн и Лоутон записали альбом Hardbeat.Впрочем, каких-то серьезных изменений в карьере гитариста в 1980-е не случится. В гастрольной группе Джеймса Ласта его сменит Биг Джим Салливан, некогда лучший британский сессионный гитарист в 1960-е, но уже с середины десятилетия Петер можно услышать на пластинках оркестра.
1990-е станут десятилетием сохранения о себе памяти. На CD станут выпускать всё то, что записали Хесслейн и компания двадцатью годами ранее. Вновь вспомнят про Lucifer`s Friend, их издаст фирма Repertoire, и многие меломаны откроют для себя забытых пионеров хэви-метала. На волне популярности выйдет альбом Lucifer`s Friend II - Sumogrip.
В 21 веке участвуя в оркестре Ласта до самой смерти руководителя, Хесслейн не подавал виду, что готовит что-то необычное. Воссоединение Lucifer`s Friend в 2015-м году, совместные концерты с Uriah Heep, два новых альбома - это всё по инерции. В пандемию Петер разразился альбомами собственной музыки. Впервые под своим именем. Вместе с сыном Саймоном, отвечающим за звук, Хесслейн запишет трилогию Night Drive, посвященную ночной езде на автомобиле. Каждый из альбомов открывается звуками мотора и радио. Музыка - инструментальный лаунж с гитарными соло. В примечании к первому альбому, Петер написал : "Надеюсь, этот альбом понравится фанатам Lucifer`s Friend. Это совершенна другая музыка: смесь R`n`b, Хип-хопа, джаза и рока. Специально для того, чтобы слушать во время езды".
Сейчас Петер - немолодой человек, который может играть музыку для души. Что у него получается весьма неплохо. Полвека насыщенной музыкальной карьеры, десятки коллективов, очень разная музыка. Думаю, есть смысл немного послушать музыку, к которой он приложил руку.
Добро пожаловать!Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии! Впереди много интересного!