Дефицит бюджета Мурманской области уже давно является одной из самых обсуждаемых тем для местного населения. В низком уровне жизни из-за постоянных урезаний бюджета по статьям расходов на социальную сферу все чаще винят региональных чиновников.
Не так давно мурманские и федеральные СМИ опубликовали данные о том, что глава региона Марина Ковтун нецелесообразно расходует бюджетные деньги. В качестве подтверждения журналисты продемонстрировали документы с крупными суммами расходов чиновника на свои командировки. Всего за несколько лет на проживание и авиаперелеты из бюджета было выделено порядка 14 млн рублей. За эти годы глава региона предпочитала останавливаться только в лучших отелях, где сутки проживания обходятся в 30-60 тысяч рублей, а авиаперелеты совершала только бизнес-классом.
Все эти данные смутили как представителей СМИ, так и жителей Мурманской области, ведь уже несколько лет подряд чиновники систематически урезают бюджет на социальные нужды. Так, в прошлом году Мариной Ковтун было инициирование запрета продажи льготных пенсионных проездных билетов для лиц, официальный доход которых превышает 17 тыс. рублей, объяснив свое решение тем, что «льготу надо оставить для тех, кто на самом деле в ней нуждается». Почему же чиновник, руководствуясь своим же тезисом, не предпочла проживание в стандартных номерах и обычные перелеты – не ясно. Очевидно, что проблемы населения для главы региона отходят на второй план в угоду своему комфорту.
Еще одним ярким примером странной политики, применяемой для улучшения состояния бюджета региона можно назвать комплексно-инвестиционный проект модернизации системы теплоснабжения Мурманской области на 2015-2030 гг., представленный широкой общественности заместителем губернатора региона Евгением Никорой. Основная суть проекта – сокращение расходов на мазут и переход систем теплоснабжения на угольное топливо. Сэкономленные бюджетные деньги чиновник предлагает направить на реализацию важных социальных проектов, однако, как это видно на примере сокращения льгот для пенсионеров, вероятность такого исхода крайне мала. Кроме того, обещанное увеличение бюджета за счет удешевления на рынке мазута и сокращения субсидирования теплоснабжающих компаний даже не будет замечено населением – уровень тарифов всегда будет расти, несмотря на снижающуюся цену мазута, а качество предоставляемого теплоснабжения, вероятнее всего, не изменится к лучшему. Помимо этого, такая смена топлива подразумевает под собой довольно дорогостоящее переоборудование котельных, что потребует колоссальных инвестиций, о чем Никора не удосужился рассказать поподробнее.
Очевидно, что практически все проблемы Мурманской области в социальной сфере и сфере ЖКХ происходят из-за некомпетентности представителей региональных властей. Нерациональные траты бюджета начинают доставлять все больше трудностей в жизни населения. К сожалению, явных признаков того, что чиновники собираются оптимизировать свою финансовую политику, пока нет. Остается лишь надеяться на то, что с таким управлением Мурманская область не окажется в еще большем упадке.