Школьные столовые Москвы и некоторых регионов России перешли на ресторанный принцип работы, когда дети сами могут выбирать себе обед. Такой подход привёл к тому, что они начали всё съедать, в общепите практически не остаётся отходов.
Суп «Дальневосточный» или рассольник «Ленинградский» — московские школьники уже сегодня могут выбирать себе первое, отправляясь на обед. А уже в новом году данная тенденция распространится на всю страну.
— В школах Москвы, Татарстана, Башкортостана, Тамбовской области столовые уже работают по ресторанному принципу, предлагая детям некоторые позиции меню на выбор: два вида супа, три вида гарнира, чай, компот или какао и т.д., — рассказала научный руководитель Федерального центра мониторинга питания обучающихся, член Общественного совета при Минпросвещения Валентина Иванова. — Наш мониторинг показал: в таких столовых практически нет отходов от школьных обедов, все съедается, потому что блюда соответствуют запросам школьников, которые сами их выбирают. Вот это уже большое достижение! Следовательно, за этим — будущее. И уже с января следующего года в большом количестве школ регионов начнется переход на эту модель организации школьного питания.
Неудивительно, что повара комбинатов питания Москвы, обладающие необходимой экспертизой в организации работы школьных столовых по ресторанному принципу, лидируют в соревнованиях профессионального мастерства. В этом году уверенную победу на Всероссийском конкурсе «Лучшая школьная столовая» в номинации «Лучший повар» одержали Сергей Газизов из Москвы и Татьяна Екимова из Башкирии. А столовую школы №1554, в которой трудится Сергей Газизов, признали лучшей среди городов-миллионников. Для примера меню в один из декабрьских дней здесь выглядит так:
Завтрак:
— сырники, соус "Молочная сгущенка"/варенье ягодное;
— какао на молоке/чай, сахар порционный, лимон;
— мандарины, хлебная корзина.
Обед:
— огурцы соленые, свекла отварная, морковь свежая, масло растительное;
— суп «Дальневосточный»/бульон куриный с зеленью, гренки;
— соус «Альфредо», изделия макаронные отварные;
— напиток из сухофруктов/чай;
— сахар порционный, хлебная корзина.
Детским общепитом в столице уже давно занимаются специализированные комбинаты. Они проделали огромную работу по популяризации сбалансированного и качественного школьного питания, и их усилия не остались незамеченными. Столовые работают по ресторанному принципу, плюс в школах открываются буфеты «Здравушка», где ребята могут купить снэки, фруктовые и овощные нарезки, злаковые батончики и другие полезные перекусы. Плюс идёт постоянный мониторинг вкусовых предпочтений школьников, когда в специальном приложении они голосуют за понравившиеся блюда.
Социологические исследования, проведённые федеральным центром мониторинга питания обучающихся, показали, что ученикам больше всего нравятся борщ и сосиски, а меньше всего – рыба и печёнка. Поинтересовались и мнением родителей, как, по их мнению, должен выглядеть идеальный школьный обед. Взрослые настаивают не необходимости внедрения стандартов здорового питания и уменьшении соли и сахара. Главное, чтобы усилия школьных поваров не шли прахом за пределами столовых.
— Каждый ученик начальной школы сейчас питается бесплатно, — отмечает при этом амбассадор «СОЮЗСОЦПИТ» Григорий Мосин. — Он получает горячую пищу, а с ней — необходимую порцию белков, жиров и углеводов. Государство позаботилось, чтобы за время учебного дня ребенок получил правильное питание. Он приходит домой и вместо того, чтобы «добить» вечером количество килокалорий, к примеру, 10 граммами животного белка, а остальное клетчаткой и углеводами, ему родители делают два бутерброда с маслом и песочное печенье с чаем. И весь тот полезный запал, который дали в школе, безграмотно сводится на нет. А потом родители приходят в школу и возмущаются, почему там салат из овощей не заправляют майонезом, ведь это же, по их мнению, вкусно! А детям вообще майонез нельзя! И если сейчас родитель придет в школу, есть возможность до него достучаться, и объяснить, почему его ребенка кормят именно так, а не как привыкли дома. К сожалению, многие уже привыкли питаться неправильно, поэтому и не могут правильно воспринимать качественные нормально приготовленные продукты.