В Федеральной антимонопольной службе заявили о необходимости получения доступа к банковской тайне. В ведомстве уверены, что данная инициатива поможет вести более эффективную борьбу с картелями, которые, как там считают, представляют угрозу экономической безопасности государства.
Суть нововведений ФАС изложила в проекте ежегодного доклада о состоянии конкуренции и уже направила его на рассмотрение в правительство. В документе отмечается, что «законодательством должна быть предусмотрена возможность получения антимонопольным органом свободного доступа к любым информационным ресурсам органов власти, сведениям, связанным с коммуникациями хозяйствующих субъектов в сети Интернет, а также банковской тайне и персональным данным».
Получение доступа попытался оправдать начальник управления ФАС по борьбе с картелями Андрей Тенишев. По его мнению, это должно повысить эффективность работы службы по выявлению незаконных соглашений. В его поддержку выступил и статс-секретарь – заместитель руководителя ФАС Андрей Цариковский, по словам которого, в российской экономике практически не осталось сфер, свободных от картельных сговоров. Для убедительности в ведомстве сравнили картели с организованными преступными группами и нелегальными иностранными компаниями.
Ранее в ФАС сообщили, что в 2016 году было возбуждено 692 дела об антиконкурентных соглашениях, 330 из которых – дела о картелях. Этот показатель на 18% больше, чем в 2015 году. В «Деловой России» провели свой анализ и выяснили, что основные карательные меры ФАС стала направлять против малого и среднего бизнеса. В отношении этой категории предпринимателей возбуждено 83% от всех картельных дел. А в делах по сговору на торгах, их объем достиг ранее небывалых 90%.
Неоднозначную инициативу ФАС по расширению своих полномочий представители бизнеса восприняли с настороженностью. Они считают, что тема картелей слишком раздута ведомством, а угроза экономической безопасности преувеличена. Поэтому наделение ФАС дополнительными полномочиями нецелесообразно, более того – это может отрицательно сказаться на развитии малого и среднего бизнеса в России.