В январе в свой первый рейс отправился двухэтажный вагон-бистро нового модельного ряда, прицепленный к поезду «Москва-Адлер». Еду в нём возят на лифтах, а официанта не придётся долго звать – для этого на столах установлены специальные кнопки.
Двухэтажные вагоны в России давно перестали быть чем-то особенным, но вагон-бистро всё же способен удивлять. В нём обновили интерьер и сделали максимально комфортными посадочные места. Обеденный зал, кстати, расположен только наверху, весь первый этаж отдан под бар, кухню и подсобки. Чтобы официант не тащил полные подносы с едой по лестнице, мешая посетителям спускаться, здесь установлен специальный лифт для транспортировки готовых блюд из кухни и грязной посуды в моечное отделение.
— Планировка обеденного зала уникальна, применены решения, позволяющие разместить посетителей в индивидуальных кресельных модулях, которые поворачиваются, позволяют комфортно, удобно разместиться, обедать, работать, — отметил генеральный директор «Федеральной пассажирской компании», разработавшей вагон, Владимир Пястолов. — Каждое место оборудовано индивидуальными местами для зарядки гаджетов. Есть розетки, USB–порты, освещение регулируется плавно. Есть также кнопка вызова официанта.
В отличие от вагона-ресторана, в вагоне-бистро не готовят блюда, а разогревают контейнеры с готовой замороженной едой. В меню включены не только традиционные супы и салаты, но и горячие блюда из рыбы и мяса, есть в нём детские и вегетарианские блюда, десерты и напитки. По подобной схеме работают скоростные поезда «Сапсаны», в которых уже давно отказались от традиционного вагона-ресторана. Поставкой блюд туда занимается компания RBE Group. При этом пассажиры, следующие на «Сапсане» из Москвы в Санкт-Петербург, от таких нововведений не в восторге.
«Не понимаю политику РЖД относительно его поставщика питания. В Сапсанах постоянно некачественная, просроченная еда, но никаких перемен, даже несмотря на море негатива от пассажиров нет. Не понимаю, чтобы хоть какие-то действия от руководства последовали, нужно чтобы кто-то с летальным исходом отравился?», — вот типичный пример жалоб людей, которые решили отобедать в пути. И подобных комментариев немало. Одновременно с этим пассажиры сетуют, что никаких работ по улучшению сервиса не анонсируют.
Отказ от вагонов-ресторанов бьет и по организованным детским путешествиям, которые оказываются под угрозой срыва. Согласно требованиям Роспотребнадзора «организаторы детских туров обязаны обеспечивать группу в дороге питанием каждые четыре часа. При организованных перевозках групп детей менее четырех часов допускается использовать набор пищевой продукции ("сухой паек"), свыше 4 часов (за исключением ночного времени с 23.00 до 7.00) — должно быть организовано горячее питание». Трудно организовать горячее питание, когда в поезде его попросту не готовят.
— Дефицит вагонов-ресторанов с каждым годом все больше, — уверяет директор компании «Профцентр» (г. Самара) Елена Мартыненко. — РЖД сначала заявили, что от самих вагонов-ресторанов отказываться не будут, поменяется только концепция: собирались оставить рестораны только в туристических и фирменных поездах. Сейчас мы наблюдаем, как вагоны-рестораны пропадают с каждым днем все больше, и в связи с этим вообще не очень понятно, как организовывать перевозку детских групп и обеспечивать их питанием согласно нормам. Требования в организации перевозки остаются, а выполнить их все сложнее и сложнее.
В РЖД же продолжают расширять новую концепцию питания в поездах дальнего следования. Такая система уже принята в составах из Москвы в Адлер, Белгород, Брянск, Волгоград, Воронеж, Тамбов, Казань, а также из Санкт–Петербурга в Адлер, Мурманск и Нижний Новгород.