В жилищном хозяйстве Минобороны РФ грядут очередные реформы. Ведомство переходит на прямое взаимодействие с поставщиками услуг ЖКХ через «Фонд жилищно-коммунальных услуг». Военные считают такую систему управления более подконтрольной, но избавить ведомство от главной системной проблемы – огромных долгов – она вряд ли сможет.
Достаточно оглянуться на несколько лет назад, чтобы понять, что систематические неплатежи – общая и давняя проблема всех госструктур и военного ведомства в частности. Еще в 2004 году РАО ЕЭС сообщало, что объектами Минобороны потреблено ресурсов на 1 миллиард рублей больше, чем предусмотрено лимитами бюджетных обязательств. В 2005 году противостояние ведомства с ОАО «Мосэнерго» из-за неплатежей вызвало ничуть не меньший резонанс, чем свежий конфликт военных с ПАО «ДЭК» на Дальнем Востоке. Задолженность министерства за тепловую и электрическую энергию тогда превысила 417 миллионов рублей и составила более 85% от общей суммы задолженности организаций, финансируемых из федерального бюджета. Это почти в 2,5 раза превышает сумму прошлогодних долгов перед ПАО «ДЭК»: ему управлявшая на тот момент военным ЖКХ компания задолжала около 180 миллионов рублей. В Приморье претензии к платежным обязательствам военных коммунальщиков также имеют продолжительную историю: угроза отключения за долги там возникает практически ежегодно. Долги действовавшей вплоть до 2015 года АО «РЭУ» регулярно ставили под угрозу теплоснабжение в регионах Центра и Северо-Запада – на это жаловалась энергокомпания «ТГК-2». Причиной растущих неплатежей являлось хроническое недофинансирование. Дело касалось не только расчетов за ЖКУ: в 2010 году в Подмосковье сотни офицеров в отставке чуть не оказались на улице – Минобороны не рассчиталось с застройщиком за возведенное жилье.
Примечательно, что за последний десяток лет многократно сменялись организации, управляющие военным коммунальным хозяйством. Работа одних компаний вызывала волну возмущения, другие работали более или менее стабильно. Однако итог всегда был один: в условиях постоянной экономии бюджета и недофинансирования все они были убыточными и, в конце концов, уходили с «арены». К примеру, АО «Славянка» и АО «РЭУ» в настоящий момент признаны банкротами и, как отметил арбитраж, они «не способны восстановить свою платежеспособность, стоимость имущества и активов должника не позволяет произвести расчеты с кредиторами». Только за последние годы аффилированные с Министерством обороны организации в совокупности задолжали ресурсоснабжающим компаниям около 29 миллиардов рублей. Ряд экспертов рассматривают нынешний шаг военных чиновников как новую попытку избежать расчета с накопленными долгами.